Составила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №31» г.Стерлитамак Губайдуллина Ирина Ильгизовна
Цель:
- Совершенствование навыка связного рассказывания.
- Освоение детьми понятие «признаки осени» посредством познавательной, коммуникативной и художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы
- Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
- Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.
2. Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.
Скачать конспект
3. Воспитательные:
- Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- Воспитывать чувство любви к родной природе; Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки «Осенняя фантазия».
Оборудование: Презентация «Осень», проектор, мольберт, диск с музыкой П. И. Чайковского «Осень», схемы – подсказки в картинках, мяч, листок для игры, карандаши, листы бумаги со схемой.
1. Ритуал начала занятия (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы) «Добрый день!»
Добрый день! Добрый день!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Гладим подбородок,
Лобик, носик, щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки-
Будет всем теплее!
А потом похлопаем-
Станет веселее!
Ушки мы потрем, потрем
И здоровье сбережем!
Улыбнемся снова-
Будем все здоровы!
2. Отгадывание загадки детьми.
Воспитатель: — Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, открыла электронную почту и увидела одно письмо. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку.
Прошла по лугам
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)
3. Проблемная ситуация «Электронное письмо»
- А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети садятся на стулья).
Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам картинки -схемы, в каждой из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете составить мой словесный портрет».
Воспитатель: — Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания) Воспитатель: — Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.
2. Просмотр мультимидейной презентации.
5. Беседа по содержанию презентации.
- Воспитатель: — Ребята, посмотрите, на экране схема – подсказка. Что же на ней изображено? (музыкальный диск)
- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года).
6. Слушанье музыки Чайковского «Осень»
- Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени? (звучит музыка). — Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский.
- Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей)
7. Художественное слово. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора»
Воспитатель: — Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт — А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
8. Работа с календарем природы.
Воспитатель: — Что у нас на экране? (календарь)
- Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце?
- На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю)
9. Работа по развитию речи. Составление детьми описательных рассказов об осенних месяцах.
-Назовите этапы осени и их отличительные признаки.
Ранняя осень –солнце светит не так ярко, как летом; небо прозрачное, листья на деревьях начинают желтеть, трава засыхает, насекомые пропадают, стало холоднее, люди надевают более теплую одежду.
Золотая осень- листья на деревьях поменяли свой цвет, под ногами ковер из желтых листьев, перелетные птицы улетают в теплые края.
Поздняя осень- часто идет дождь, деревья сбросили листву, стало холодно.
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.
10. Физ. минутка: «Листочки»
Листья на ветках всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево — вправо) Сентябрь наступил и они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")
Октябрь с собою принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают и в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел, весь лист облетел. (Присели)
И под ногами у нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
11. Работа со схемой.
- Ребята, что же изображено на этой схеме — подсказке? (Осенний листок)
- Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей) — Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.
- А сейчас давайте с вами поиграем.
12. Дидактическая игра «Назови листочек»
(Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина — осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина — калиновый
ива – ивовый. и т.д.
(Дети садятся на стулья)
13. Речевая игра: «Кто как готовится к зиме?».
- Что же (картинка с животными – зверями и птицами)
- Разве и с животными что-то происходит осенью? (Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
14. Дидактическая игра «Улетают, не улетают»
(Дети бегают по кругу и делают взмахи руками. По команде дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых перелетные птицы, делают взмахи руками.)
15. Беседа о труде человека осенью.
-Что изображено на картине (картинка – труд человека осенью)
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)
15. Дидактическая игра «Передай другому».
(Дети передают листочек и называют виды осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
16. Дидактическая игра с набором Фребеля «Составь овощи и фрукты»
(Дети при помощи набора Фребеля составляют овощи и фрукты)
17. Составление описательного рассказа по кратинкам — схемам
- Продолжаем. Я распечатала эти картинки –схемы. Посмотрите. (Дети подходят к мольберту с картинками).
- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы — подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень)
- Ваша задача составить рассказ по картинкам.
–Нужно отвечать полным предложением. (Составление описательного рассказа по кратине — схемам)
- Ребята, подойдите к столам, там не законченные схемы, надо нарисовать рассказ про осень. (Дети садятся и рисуют)
-Вы эти картинки схемы возьмите домой и расскажете своим родителям про осень.
18. Рефлексия при помощи набора Фребеля «Смайлики»
(Дети садятся на стулья) Воспитатель: — Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)
- Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени? (да) — Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)
- Что было трудным? Что получилось легко? — Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.
При помощи набора Фребеля дети составляют смайлики: понравилось –веселый смайлик, не понравилось – грустный.
|