Конспект ООД для детей старшей группы «Золотая осень»
Кирилина Татьяна Николаевна – воспитатель
Минеева Ирина Александровна — воспитатель
МБУ детский сад № 138 «Дубравушка» г.о. Тольятти
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструктивная.
Цели: формирование представлений у детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе.
- Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Закреплять умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- Активизировать словарь детей.
- Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского, картины, наборы элементов для создания картины осенней природы, видеофильм «Осень», корзина с осенними листочками
Целевые ориентиры: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Обладает начальными знаниями о природном мире; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы.
Организация образовательной деятельности.
1. Мотивационно-организационный этап.
-Ребята, какое сейчас время года? /Ответы детей/
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по осени.
2. Содержательно – деятельный этап.
Звучит аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского. Воспитатель читает стихотворение:
Лес, точно терем расписной Лиловый золотой багряный Веселой, пестрою стеной Стоит над сонную поляной Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
- О каком времени года стихотворение? /Ответы детей/
- Какие еще времена года вы знаете? /Ответы детей/
- Сколько месяцев длится осень? /Ответы детей/
- Назовите осенние месяцы. /Ответы детей/
- Вспомним, чем осень отличается от других времен года. В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина «Осень» Левитана)
- Какое время года мы видим на картине /Ответы детей/
- Какой период осени. /Ответы детей/
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали? /Ответы детей/
- Ребята послушайте внимательно стихотворение: /Ответы детей/
Падают, падают листья В нашем саду листопад, Желтые, красные листья, по ветру вьются, летят.
- О каком периоде осени говорится в этом стихотворении? /Ответы детей/
Правильно это середина осени. Мы называем ее золотой, почему? /Ответы детей/
- А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? /Ответы детей/ Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались? /Ответы детей/ А теперь, представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.
Дети кружатся пока воспитатель не позовет к себе кленовый листочек, березовые листочек и т.д.
- Ребята, молодцы, сколько много листочков вы знаете. А кто знает, почему осенью листочки опадают с деревьев? (Высказывания детей) Молодцы! А какая погода бывает осенью? /Ответы детей/
Когда идет дождь – дождливая.
Когда дует ветер – ветреная.
Когда холодно – холодная.
Когда пасмурно – пасмурная.
Когда сыро – сырая.
Когда хмуро – хмурая.
Когда ясно – ясная.
- Ребята, молодцы, вы правильно говорили о погоде. А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? /Ответы детей/ Что происходит с природой осенью? /Ответы детей/ Давайте опишем осень с первого осеннего месяца.
- Сентябрь. Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевает клюква.
- А теперь второй осенний месяц.
- Октябрь. Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут. Ночью заморозки, насекомые исчезают, солнце светит редко.
- И последний осенний месяц.
- Ноябрь. Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
- Молодцы, вы правильно описали изменения в природе осенью.
- А сейчас давайте отдохнем.
Раз и два, повернись, вновь по лесу ты пройдись.
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.
Ветер по лису летал, ветер листики считал: лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.
- Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы о приметах осени. Ребята, какие приметы вы знаете?
Приметы
- Осенью паутина на ясную погоду.
- Гром в сентябре – теплая осень.
- Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
- Когда гусь улетает, снег выпадает.
- А теперь назовите пословицы.
Пословицы
- Коли ясно, то и осень прекрасна
- Осень идет, и дождь за собой ведет.
- Красна весна цветами, а осень пирогами.
- От осени к лету, поворота нету.
-Послушайте, а теперь я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени.
Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни, На дорогу упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая куст малины, В нитях белой паутины. Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река – Третья верная примета: Осень бродит близко где-то Ранним утром на поляны, лягут белые туманы. А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просинь Значит, наступила осень.
- А сейчас давайте поиграем в игру.
- Я буду читать вопросы, если ответ да, надо хлопнуть в ладоши, а если нет положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Колючий ветер прилетает? Тучи солнце закрывают? Морозы осенью бывают? Ну, а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто- часто льют дожди? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну, а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Ребята, а осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться со заданием.
(Фильм «Осень»)
- Посмотрите, у вас на столах лежат различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает составить осенние картины. Только будьте внимательны! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. /Дети выполняют задание/
- Молодцы, вы все сделали правильно.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Ребята, вы сегодня молодцы, все старались! А чем мы сегодня с вами занимались?
- А еще мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы и составили очень красивые картины осени. И показали себя очень хорошими знатоками природы!
- Посмотрите, какие медали приготовила вам осень. Я сейчас вас от имени осени награжу
Литература.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
|