Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
МБДОУ детский сад №3 общеразвивающего вида с.Караидель
МР Караидельский район РБ
Подготовила музыкальный руководитель: Адиятова Гульшат Хамитовна.
Звучит в аудиозаписи «Осенняя песня» (Октябрь) из цикла «Времена года» П. Чайковского.
М.р. Осень хотела доказать всем, что она — самое прекрасное и щедрое время года. В первую очередь она окрасила деревья в золотисто-багряные цвета, что привело всех в восторг. Кроме этого, осень щедро одарила людей обильным урожаем, заманила в лес за грибами, а в ответ стала ждать хвалебные слова в свой адрес. А лес жил своей жизнью.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют... Лес пахнет дубом и сосной...
(И. Бунuн)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра п1чм и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и пер вые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. Пушкин)
Грибная пора отойти не успела, Гляди- уж чернёхоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам.
(Н. Некрасов)
В лесу раздавалось ауканье. Это люди, боясь потеряться в этих просторах, друг друга окликали, собирая грибы. В воздухе чувствовалось, что это последнее пиршество перед длинной холодной зимой. Внезапно в лесу зазвучала веселая звонкая песня. Пели о грибах. И сразу всем грибникам стало весело.
Дети инсценируют песню «Про грибы» (муз. Б.Савельева, сл. М.Танича)
Почему грибы на елке На сучках висят верхом? Не во мху, не под листком – У ствола и среди веток На сучки они надеты. Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор? Это белкина кладовка, Это белкин летний сбор!
(Е. Трутнева)
Везде слышался шорох листвы, треск сучьев. Невдалеке проследовало на «большой скорости» семейство ежей в поисках удобного места для укрытия от зимних стуж.
И зайцы не терялись. Целыми днями они пропадали на заброшенных огородах, объедаясь листьями капусты и морковкой. За ними внимательно наблюдала лиса, поражаясь их наглостью. Но рыжая плутовка боялась близко подходить к человеческому жилью, опасаясь, что ей «подпортят» шкурку. А зайчатины так хотелось! Но зайцы и не думали покидать огороды, что приводило лису в бешенство. Она успокаивала себя, приговаривая:.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь- И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...
(Ф. Тютчев)
Самое печальное зрелище представлял сам лес. Несмотря на то, что он был сказочно красив, в нем чувствовалась скорбь по уходящей жизни.
Что случилось с кленами? Закивали кронами, А высокие дубы Будто встали на дыбы. И орешник сам не свой Шелестит густой листвой. И чуть слышно шепчет ясень: Не согласен, не согласен. Есть у деревьев голоса? Нет, просто ветер начался. Закачались ветви На осеннем ветре.
(А. Барто)
Звучит музыка Рождера Вильямса «Les feulles mortes». Дети исполняют танец летящих листьев. Композиция должна быть красочной: девочки в ярких разноцветных пачках.
Листья, кружась, падали на землю. Жизнь их оказалась недолгой. Закончился летний шелест, когда они бойко обменивались разными впечатлениями о событиях, свидетелями которых оказывались) и теперь природа выполнила свои обязанности — убрать с деревьев всё лишнее. Листья шелестели взволнованно, подбадривали друг друга, советуя любыми способами подольше продержаться на ветках, чтобы не попасть в мусорную яму. Деревья в этом были их союзниками, но увы... были так же бессильны перед мощью природы.
Ребенок.
Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)
Листики (дети).
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят... Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Всё красное дето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!
(Ф. Тютчев)
(Т. Барабас. Соната.)
Дети (по очереди).
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов...
- Мы с яблонь...
- Мы с вязов...
- Мы с вишен...
- С осинки...
- С черемухи...
- С дуба...
- С березы...
Везде листопад:
На пороге — морозы!
(Ю. Капотов)
Ребенок.
Сбросили ромашки Белые рубашки. Верная примета, Что уходит лето. Не хотят, как видно, Умницы ромашки, Чтобы дождь осенний Намочил рубашки.
(М. Давыдова)
1-й ребенок.
Грибочек, грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко!
2-й ребенок.
Разноцветные поганки Сами лезут на полянки. Нам не надо ни одной, Их обходим стороной.
3-й ребенок.
Под осинами на кочке Гриб в малиновом платочке, Подосиновиком звать. И его придется взять.
4-й ребенок.
Вот и гриб-боровик. И красив он, и велик. В толстой шапке набекрень, Ножка крепкая, как пень.
Звучит в аудиозаписи «Осенняя песня» (Октябрь) из цикла «Времена года» П. Чайковского.
|