Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Времена года»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 13 «Теремок» 142181, Московская обл., Г. о. Подольск, г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Дм. Холодова, д.13
Подготовил: Старший воспитатель: Князева Е.В. Г.о. Подольск, 2018 г.
Цель: формирование экологических представлений о временах года.
Задачи:
О/О «Познавательное развитие»:
- расширять представления детей о временах года, о сезонных изменениях в природе;
- дать представление о трех состояниях воды;
- познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»;
- дать представление о свойствах песка;
- формировать навыка экспериментирования с водой и песком;
- обогащать тактильный опыт у воспитанников;
- развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.
О/О «Речевое развитие»:
1) развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
О/О «Социально – коммуникативное»:
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
- доставить детям радость и удовольствие от игр.
О/О Художественно-эстетическое развитие:
- развивать эстетическое восприятие красоты природы;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Материалы: для экспериментальной деятельности прозрачная емкость с водой, плавающие игрушки, емкость с кусочками льда, термос с кипятком, зеркало; 2 ящика с кинетическим песком, ракушки, камешки. Пособие «Фиолетовый лес», игрушка – солнышко, мнемотаблицы, костюм «капельки», презентация со слайдами «Времена года». ТСО: проектор, ноутбук, экран магнитофон.
Музыкальное сопровождение: музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Октябрь», спокойная музыка для работы с песком, фонограмма «Капитошка», фонограмма с голосами птиц.
Активизация словаря: круговорот воды, три состояния воды.
Предварительная работа: наблюдения, беседы, чтение художественной литературы о временах года, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года», дидактические игры «Ассоциации», «Времена года», рассматривание картин, календарей, иллюстраций, изобразительная деятельность на тему: «Снежинки», «Осенние деревья», «Весна», «Первые цветы», «Море», изготовление поделок из природного материала, изготовление кормушек для птиц с родителями, участие в акции
Ход ООД:
1. Орг. момент.
Воспитатель: как много гостей у нас сегодня!! Поздороваемся со всеми. А какое у вас сегодня настроение? (После воспитатель подводит итог настроению в группе). Хорошим настроением мы хотим поделиться и с гостями.
2. Мотивационно – побудительный этап.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». На экране проектора слайд-видео «Смена времён года» (природа). Дети стоят полукругом. Воспитатель читает стихотворение:
Мама, что такое год?
Год-огромный теплоход.
Он плывёт не по воде, он по времени плывёт.
Вот плывёт он через лето-солнцем вся земля согрета.
Вот по осени плывёт-тучки в небе, дождь идёт.
Вот лежит пред ним зима-в белом инее дома
Вот плывёт он по весне-звон капели в тишине.
Ночью он плывёт и днём- как велит природа
По морям, что мы зовём –временами года!
Воспитатель: сегодня я хочу пригласить вас в сказочное путешествие по временам года. Садитесь на свои места.
3. Основная часть
Воспитатель: где-то очень далеко-далеко, высоко-высоко, в воздушном царстве живёт Царь- Круглый год. И есть у него четыре дочери. Отпускает их отец по очереди на Землю гулять. Первой к нам в гости приходит Зима.
Звучит музыка Чайковского «Времена года» «Зима». На экране слайды с изображениями сугробов, снежинок, сосулек, зимнего леса
Воспитатель: если бы мы с вами захотели нарисовать зиму, какие бы цвета использовали?
-Правильно, белый. Зимой всё вокруг покрыто снегом: дома, дороги, деревья. А как красиво в зимнем лесу! Здесь можно увидеть разных птиц. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
Дети: зимующие.
Воспитатель: что мы должны делать, чтобы помочь им? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас веселый снеговик хочет поиграть с вами. По частям тела и пению птицы вы должны отгадать и назвать известных вам зимующих птиц.
Интерактивная игра «Птицы»
(На экране выводятся фрагменты туловища птицы и звучит пение птицы, дети должны вспомнить и назвать птицу. На последнем слайде дети узнают птицу грача)
Воспитатель: а это что за птица? (грач). Она несет нам на своих крыльях весну.
Звучит музыка «Капель». На экране слайд «Весна».
Воспитатель: вслед за зимой пришла весна. Сейчас мы вместе расскажем, какой она бывает. А поможет нам в этом ласковое солнышко. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать. Вставайте рядом со стульчиками.
Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи»
(Воспитатель передает ребенку игрушку — солнышко, ребёнок возвращает его и отвечает).
Весной ярко светит… (солнце).
Весной на деревьях появляются… (почки).
Весной весело щебечут… (птицы).
Весной из-под снега появляются первые цветы… (подснежники).
Весной тает… (снег, лёд).
Воспитатель: правильно, весной просыпается природа, тает снег, лёд, кругом бегут ручейки…
(Раздается стук в дверь).
Воспитатель: кто-то к нам стучит!
Звучит музыка, забегает Капелька, здоровается с детьми, гостями.
Капелька: здравствуйте, ребята, я маленькая капелька, прилетела к вам на тучке. Я расскажу вам сказку про своих сестричек. В речке жили капельки. Жили мы со своими сестричками – капельками дружно, никогда не спорили. Но однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар, вторая капелька-сестричка застыла на морозе и превратилась в льдинку. А я успела спрятаться и осталась капелькой. Льдинка стала очень важной, стала собой любоваться и не хочет с нами дружить. Помогите, докажите ей, что мы все- одинаковые.
Воспитатель: поможем капельке? Докажем, что вода, лёд и пар-это три состояния воды. Подойдите все ко мне. (Дети подходят к столику)
Опыт 1. Лёд превращается в воду.
В прозрачной ёмкости –вода и плавающие игрушки. Воспитатель выкладывает кусочки льда в воду, дети наблюдают, как лед тает и превращается в воду.
Воспитатель: положим в воду кусочек льда. Во что превратился лёд? (в воду). Под действием тепла лёд превратился в воду, значит, что такое лед? (лёд –это вода).
Опыт 2. Пар-тоже вода.
Воспитатель открывает термос с кипятком (на нём надпись: «Осторожно! Кипяток!). На горлышко термоса помещается зеркальце или стекло: через некоторое время на нём выступят капельки воды.
Воспитатель: под действием сильного тепла вода превращается в пар. Значит пар- это тоже вода.
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели исследование и показали капельке, что вода, лёд и пар-три состояния воды.
Капелька: спасибо, помогли вы мне, побегу к своим подружкам! (Прощается).
Воспитатель: вот так происходит и в природе.
Слайд «Круговорот воды в природе».
- Вода под действием солнца вода превращается в пар. В виде пара капельки поднимаются в воздух, собираются вместе и образуют облако, из которого идет дождь.
Воспитатель обращает внимание детей на таблицу на экране.
- А теперь Составьте схему путешествия капельки в своих планшетах.
(На каждого ребёнка мнемотаблицы. Дети выкладывают, показывают.)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, зачем нужна вода на земле? Как мы должны относиться к воде? (ответы детей).
Воспитатель: а мы продолжаем наше путешествие. После весны к нам приходит лето.
Слайд «Лето»
- Когда я говорю слово лето, что вы представляете? (ответы детей)
А когда вы отдыхаете на море, речке, с чем вы любите играть больше всего? (с песком Слайд «Море, песок»
- Я вам тоже предлагаю сегодня поиграть с песком.
Экологический тренинг с песком.
Воспитатель: Подойдите к центру с песком. Потрогайте его ладошками. Какой он? (мокрый, прохладный). Помните его в руках.
- А теперь плотно приложите ладонь к песку. Что осталось на песке? (отпечаток ладони). Правильно, на песке можно оставлять отпечатки. Потому что он держит форму).
- В песке я спрятала для вас предметы, попробуйте их аккуратно достать. (Дети находят в песке камешки и маленькие ракушки). Так происходит и в природе: волны выносят на берег моря выносят ракушки, камешки, гальку.
- Не забываем, что после работы с песком нужно обязательно протереть руки.
Воспитатель: Вот и лето закончилось, наступила осень, а мы с вами снова очутились в нашем фиолетовом лесу.
(Дети переходят к центру с фиолетовым лесом)
Воспитатель: (показывает на Фиолетовый лес) Осенний ветер оборвал с деревьев все листочки. А вот ежики куда – то спешат. Они готовятся к зиме. А как ежики готовятся к зиме?
(Они готовят себе теплую ямку, устилают ее опавшими листочками).
- Давайте поможем нашим ежикам побыстрее собрать листочки. А помогать мы будем парами. Каждый возьмет из корзинки по листочку и подарит их ежикам.
Дидактическая игра «Помоги ежику»
Воспитатель: вот теперь нашим ежикам будет легко перезимовать.
3. Рефлексивно – корригирующий этап.
- А теперь, ребята, подойдите все ко мне. Мы сегодня сделали много добрых дел. Вспомните, какие? (Помогли Капельке, ежикам).
- А еще мы поделились хорошим настроением с нашими гостями и сделали солнечную летнюю картинку. Сейчас сделаем ещё одно важное доброе дело. Мы с вами сажали рассаду цветов, чтобы украсить ими нашу экологическую тропу. Посмотрите, как выросли наши росточки! Давайте их польём их. А наши гостям мы скажем до свидания. До новых встреч.
(У каждого ребёнка своя лейка. Звучит музыка. Дети подходят, поливают).
|