Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»

ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ  «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»  ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ УДАЛОВА Т.М. ТОЛЬЯТТИ 2007 Г. АННОТАЦИЯ

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер.
Написание данной программы было обусловлено тем, что в старшей группе детского сада возникла проблема взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый». Детям тяжело находить общий язык друг с другом и воспитателем.
Возможной причиной этой проблемы может являться не развитая эмоциональная сфера детей.


В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна.
Цель данной программы – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Научить детей адекватно реагировать на различные явления окружающей действительности;
2. Научить адекватно интерпретировать эмоциональные состояния других людей;
3. Развить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
4. Сформировать умение адекватно проявлять эмоциональное состояние в коммуникативной сфере.
Принципы работы:
1. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.
2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.
3. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности. 

 

 
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы
«Оптимизация взаимоотношений в системах
«ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»
путем развития основных компонентов эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Категория обучающихся: дети 5-6 лет
Срок обучения: 16 часов

 

 

Режим занятий: 30 минут 2 раза в неделю

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Оптимизация взаимоотношений в системах

«ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»

путем развития основных компонентов эмоциональной сферы детей

старшего дошкольного возраста»


Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Категория обучающихся: дети 5-6 лет

Срок обучения: 16 часов

Режим занятий: 30 мин. (2 раза в неделю).

 

 

 
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Цель данной программы – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
На фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Данная программа направлена на работу с чувствами. Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты переживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Таким образом, налаживаются взаимоотношения в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Также целью занятий по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста является развитие творчества. Все занятия строятся таким образом, что после выполнения игровых упражнений и проигрывания сказочных историй по теме занятия ребенок выполняет задание в индивидуальной психологической тетради. Закрепление полученных знаний и умений в нахождении способов преодоления своих негативных состояний происходит через рисование ребенком тех опорных рисунков-символов, которыми он может воспользоваться в трудной ситуации. Каждая страница предусматривает домашнее задание, для выполнения которого необходимо участие значимого взрослого (например, к «Страшной странице» дается такое домашнее задание: «Спроси родителей, чего они боялись в детстве. Попроси родителей рассказать и зарисовать для тебя, как они справлялись со своими страхами»).
В конце цикла всех занятий странички скрепляются, и у каждого ребенка получается своя психологическая тетрадь.
Критерии эффективности программы:
Положительная динамика в развитии основных параметров эмоциональной сферы детей:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

При проведении диагностики использовались задания разработанные Л.П. Стрелковой. Цель диагностики – выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Практический этап включает в себя следующие задания и упражнения:
Ритуалы приветствия, способствующие созданию положительного эмоционального фона, сплочению группы, настрою на совместную работу.
Для того, чтобы понять, на что обижаются дети-дошкольники в программу была включена игра «Брось мяч и скажи свою обиду» (занятие 1. 15 мин.).
Для того, чтобы увидеть, как реагируют дети в случае обиды была проиграна ситуацию на тему «Что сделать, если тебя кто-то обидел?» (занятие 1. 10 мин.).
Для того, чтобы понять, как можно исправить ситуацию, если ты кого-то напрасно обидел, была использована игра «Попроси прощения» (занятие 1. 5 мин.).
Для того, чтобы найти один из способов того, как можно справиться с обидой была включена игра «Ты обиду не держи, поскорее расскажи!», «Я рисую обиду» (занятие 2. 30 мин.).
Были использованы игры на то, чтобы узнать чему радуются дети, что их радует в детском саду, дома. Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься», «Покажи, как доставить радость другому», «Нарисуем радость вместе» (занятие 3 (30 мин.), 4 (30 мин.) ).
Игры, направленные на то, чтобы узнать чего боятся дети, как справляются со своими страхами. Ролевое проигрывание истории про страх (занятие 5 (30 мин.), 6 (30 мин.)).
Игры, направленные на то, чтобы узнать, на что сердятся дети. Пантомима: «Я рассердился, я просто зол, как Серый волк, которому не досталась Красная шапочка!», Игра «Какого цвета гнев?», «Я рисую злость» (занятие 7 (30 мин.)).
Игры на развитие способности к сопереживанию и сочувствию. Разыгрывание сказок (занятие 8 (30 мин.), 9 (30 мин.)).
Для того, чтобы понять, чему удивляются дети были включены игры «Брось мяч и скажи, чему ты удивляешься», «Закончи предложение», «Удивительное – рядом!» (занятие 10 (30 мин.)).
Для того, чтобы дать детям понять, как можно справиться с опасными ситуациями были использованы игры «Если вдруг … то я…», «Какого цвета опасность», Проигрывание опасных ситуаций (темы задает психолог) (занятие 11 (30 мин.), 12 (30 мин.)).
Игры, направленные на знакомство с таким чувством, как любовь «Брось мяч и скажи, что ты любишь или кого ты любишь», «Я рисую любовь» (занятие 13 (30 мин.)).
Игра, направленная на знакомство с добротой «Волшебные воздушные шары», «Какого цвета доброта?», Разыгрывание сказки (занятие 14 (30 мин.), 15 (30 мин.)).
Игры на развитие фантазии «Сочиним вместе сказку», «Жили-были…», «Вдруг, откуда ни возьмись…» (занятие 16 (30 мин.)).

Оптимальное количество участников: 5-8 человек.
Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю.

Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же задания, что и для первичной диагностики (см. этап 1).
ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2006.
4. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997.






 

 

 

Просмотров: 971
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Шестакова Юлия Ивановна. Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Синельникова Вера Александровна, Бобровникова Галина Михайловна. Коррекционно-развивающее занятие по гармонизации эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 5–7 лет 'Здравствуй, Пеппи!'
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Хасанова Луиза Ахуновна. Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Семенцова О.Е. Лескина С.А.. Краткосрочный игровой проект — развитие эмоциональной сферы
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Гроза Оксана Ивановна. «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Солодовникова Екатерина Сергеевна, Ващенко Наталья Леонидовна. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей
  • Надымова Елена Александровна. Шедевры мировой живописи в развитии эмоциональной сферы дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь