Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывают страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», — отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективы. Негативные способы поведения дети переносят в игру.

А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – прекрасный антистресс: он даёт эффект «заземления», убирает напряжение и излишнее возбуждение нервной системы. Игры с песком – это очень бережный и экологичный способ оздоровления психики для людей любого возраста. Песок стимулирует тактильные ощущения и идеально подходит для «сенсорных» пространств. С песком можно успешно работать без слов, а только через действия и чувствование. Это очень важно в случае, если ребёнок не разговаривает или не может выразить своё состояние вербально.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться на прямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Наблюдения многих известных психологов свидетельствуют о том, что дети, которые активно играли в детстве с песком чаще вырастают уверенными и успешными в себе взрослыми.

Функции песочной терапии Сама по себе возня в песочнице – процесс очень приятный. Посмотрите, как играют дети! Их не надо заставлять покопаться в песке, и даже лепка куличиков, пересыпание, просеивание песка успокаивают и расслабляют как ребенка, так и взрослого. Кроме того, к функциям песочной терапии относят:

  1. Диагностическую – определенным образом построенная игра в песочнице поможет терапевту, родителям или самому взрослому клиенту увидеть ответы на многочисленные вопросы о своем внутреннем мире или мире малыша, понять настоящие причины страхов и тревог.
  2. Развивающую – в песке можно проводить развивающие игры. Прямо в песочнице можно проводить занятия по обучению счету, письму, чтению, сортировке и т.д. Все это хорошо запоминается и легко дается малышу, если «одеть» развивашку в сказочную форму и весело обыграть. Кроме того, песочные игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, образное мышление ребенка, а также его речь, ведь в процессе он учится говорить, «озвучивать» героев в песочнице, связно говорить.
  3. Коррекционную – с помощью определенных игр в песочнице можно так перенаправить деятельность ребенка, что его поведение постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
  4. Высвобождающую – в песке малыш может свободно выразить свои эмоции и чувства, выпустить негативные переживания. Ведь далеко не каждый малыш в состоянии говорить о своих чувствах вслух. Но внимательная мама обязательно заметит его трудности, просто наблюдая за его играми. И самому ребенку тоже полегчает после таких игр, он сможет прожить эмоцию и пойти дальше, не «зависая» на ней. Кстати, это актуально не только для детей, но и для взрослых.
  5. Психотерапевтическую – в песочнице мы можем исцелить всевозможные трудности малыша, его фобии, страхи, тревоги и т.п. Но с этим лучше всего обратиться к профессионалу. В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба и разрешение конфликта. Хаос Ребенок хватает разные игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само отношение к ней.

Обычно стадия длится на протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным. Борьба Происходит бессознательный перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций, агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство. Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок, восстановит мир и справедливость. Разрешение конфликта Ребенок начинает выстраивать осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.

Зaнятиe пo пecoчнoй тepaпии, игpы

  • Для paзвития oбщeй мoтopики peкoмeндyeтcя пpoвoдить pиcoвaниe и игpы c пecкoм cтoя. Taким oбpaзoм, peбeнoк зaдeйcтвyeт бoльшyю чacть мышц, yкpeпляeтcя кocтнo-мышeчный aппapaт, фopмиpyeтcя пpaвильнaя ocaнкa, paзвивaeтcя кoopдинaция движeний. Чтoбы cдeлaть aкцeнт нa paзвитии мeлкoй мoтopики peкoмeндyютcя yпpaжнeния, кoтopыe нaпpaвлeны нa тpeниpoвкy пaльцeв. Taкиe зaнятия пoвышaют paбoтocпocoбнocть кopы гoлoвнoгo мoзгa, oкaзывaют пoлoжитeльнoe влияниe нa peчeвыe цeнтpы, пpoиcхoдит paзвитиe pyчнoй yмeлocти.
  • Упpaжнeния нa paзвитиe мoтopики. Peбeнoк и взpocлый нa poвнoй пoвepхнocти пecкa ocтaвляют oтпeчaтли cвoих pyл – лaдoнь и тыльнaя cтopoнa лaдoни. Пpи этoм взpocлый paccкaзывaeт o тoм, чтo oн чyвcтвyeт, пpикacaяcь к пecкy. Зaтeм peбeнoк дoлжeн paccкaзaть o cвoих oщyщeниях, вoзмoжнo oн бyдeт нeмнoгocлoвeн, и тoгдa мoжнo зaдaвaть нaвoдящиe вoпpocы. Kaкoй пecoк нa oщyпь? Kaкaя paзницa в пpикocнoвeнии paзными yчacткaми лaдoни? Дaлee мoжнo пpoщyпaть пecoк пoдyшeчкamи пaльцeв, пocыпaть пecoк cвepхy нa лaдoни, и cпpocить peбeнкa пpиятнo eмy этo или нeт. Taкoe yпpaжнeниe yчит peбeнкa пpиcлyшивaтьcя к cвoиm oщyщeниям, иccлeдoвaть oбъeкт pyкaми и ocoзнaнo дaвaть oцeнкy тaктильным oщyщeниям.
  • Для cнятия эmoциoнaльнoгo нaпpяжeния нeoбхoдимo пpoвoдить игpы в cпoкoйнoй oбcтaнoвкe, yпpaжнeния дoлжны быть нaпpaвлeны нa paзвитиe нaвыкoв пo yпpaвлeнию coбcтвeнным мышeчным тoнycoм. Paccлaблeниe пoмoгaeт oдним дeтям cнять нaпpяжeниe, a дpyгим cкoнцeнтpиpoвaть внимaниe. Упpaжнeния нa paccлaблeниe дeтeй Нapиcoвaть лaдoнями, кocтяшкaми пaльцeв, кyлaчкaми paзныe yзopы и пoбeceдoвaть c peбeнкoм нa чтo oни пoхoжи – cлeды живoтных, cнeжинки, вeтки. Нeoбхoдимo нeнaвязчивo пpoбyдить фaнтaзию peбeнкa. Для cнятия aгpeccии вaжнo чтoбы игpa зaкaнчивaлacь пoлoжитeльными эмoциями, дoбpo oдepживaлo вepх нaд злoм. В этoм cлyчae вoзмoжнo иcпoльзoвaниe cкaзoчных пepcoнaжeй, чepeз кoтopыe peбeнoк бyдeт pacкpывaть cвoи внyтpeнниe пpoблeмы и пepeживaния.
  • Упpaжнeниe для cнятия aгpeccивнoгo cocтoяния. Moжнo ycтpoить пecoчный ливeнь – cнaчaлa пycть дoждик бyдeт мeлким, и пoмeщaeтcя нa oднoй лaдoни, зaтeм пecoк мoжнo зaчepпывaть двyмя лaдoнями или дeтcким вeдepкoм. Oчeнь вaжнo, чтoбы peбeнoк oщyщaл cвoю пpичacтнocть к этoмy дoждю, тoгдa oн ycпoкoитcя и бyдeт мeнee aгpeccивнo вocпpинимaть дaльнeйшиe игpы.
  • Упражнение, если ребенок застенчив. Полезны ведомые игры, в которых мы путешествуем вместе со смелостью (то есть игра в песочнице происходит в компании с фигуркой, символизирующей смелость), а также ведомые игры, в которых мы путешествуем к смелости (то есть Смелость живет где-то далеко. К ней надо прийти, пройдя через перипитии дороги). Конечно полезны и спонтанные игры, с тем чтобы укреплялось внутреннее самоощущение ребенка.
  • Упражнение, если ребенка терзают страхи. Здесь полезны ведомые игры – драматизации (разыгрывание специально сочиненных сказок для бесстрашных), ведомые игры – путешествия, в которых происходит битва со страхом и победа над ним, ведомые игры, в которых герой вместе с помощниками отправляется в гости к Смелости.
  • Упражнение, если ребенок драчлив. В этом случае полезны лепка из влажного песка без фигурок, спонтанное взаимодействие с песком. Важны спонтанные игры, в которых ребенок проходит три стадии: хаос, конфронтация, консолидация, то есть проживает динамику от войны к миру.
  • Упражнение, если ребенок не умеет управлять процессом естественных испражнений. В этом случае важны ведомые игры с заготовленными сказками и спонтанные игры, направленные на самовыражение.
  • Упражнение, если ребенок не слушает родителей. Здесь полезны совместные игры с родителями, создание общих миров. В процессе этих игр важны ведомые игры – драматизации с сюжетом послушания – непослушания. Полезны и спонтанные игры, в которых делается акцент на семейные ценности родителей. Также важны ведомые игры, в которых происходит путешествие в страну Благодарности Родителям.
  • Упражнение, если ребенок склонен к вредности и капризам. В этом случае полезны драматизации сказок о капризках и врединах, о причудах. Также можно путешествовать в особую Страну Взрослых, на которую напали капризки и вредины с причудами. Детям в таких играх рассказывается, как переменились взрослые в связи с этим событием, и предлагается спасти мир взрослых, прогнать агрессоров.

Литература

  1. Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»«Детство – пресс» 2017г.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игра с песком. Практикум по песочной терапии» — СПб «Речь» 2016г.
  3. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» -М. «ТЦ Сфера» 2015г.
Просмотров: 571
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Гроза Оксана Ивановна. «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Богданова Анжела Васильевна. Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Бирюкова Мария Николаевна. Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Кузьминых Алевтина Егоровна. Ступеньки творчества или развивающие игры
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь