Богданова Анжела Васильевна. Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».

Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».

Данная методическая разработка рассчитана для занятий с дошкольниками с использованием песка. Занятия с песком особо актуальны для детей с ОВЗ, тк игры и занятия с песком -это мягкий, экологичный способ воздействия на ребенка. Любая игра в песочнице -это естественная потребность ребенка, с помощью игр и занятий можно обыграть любую ситуацию в песке. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам, обыгрывать различные дидактические темы. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но мы реально строим, создаем и проживаем. Например, используя фигурки, совместно с ребенком, мы можем обыграть на песке и построить ферму, чтоб ребенок лучше усвоил тему: «Домашние животные», можем построить лес и обыграть тему: «Дикие животные», построить различный ландшафт и дороги и обыграть тему «Транспорт» и др. темы.

 

Л.С. Выготский писал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление, речь) проходят длительный путь своего формирования и зависят преимущественно от окружающей среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития, и очень важно какую среду мы создаем ребенку.

«Игра в песочнице снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку» (Грабенко Т.М, Зинкевич Евстигнеева Т.Д).

Целью таких занятий является:

  1. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности детей с их психическими, умственными, физическими и возрастными особенностями.
  2. Обеспечение своевременной коррекции в развитии, способствованию успешному освоение общеобразовательной программы.
  3. Формирование волевых и личностных качеств ребенка.
  4. Способствование социальной адаптации и формирование предпосылок к учебной деятельности.
  5. Оказание помощи родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка.

Занятия с песком многофункциональны, педагог на таких занятиях может решить сразу несколько задач, таких как:

  1. стабилизация эмоционального состояния детей;
  2. развитие познавательных способностей детей;
  3. развитие сенсорного восприятия;
  4. развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
  5. развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
  6. развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения
  7. развитие речи, фонематического слуха;
  8. обучение навыкам письма и чтения;
  9. повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки,
  10. развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
  11. создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.

Игры подбираются соответственно возрасту и тематике. Можно работать как с детьми младшего возраста, так и старшего и с родителями. Занятия проводит учитель-дефектолог-психолог. Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно.

В работе используются как круглые, так и прямоугольные песочницы.

Игры делятся на:

1) Познавательные:

а) Знакомство с окружающим миром

В этом разделе можно обыграть любую дидактическую тему. Через эти игры мы познаем то, что рядом с нами, ребенок узнает, что рядом с ним есть мир животных (домашних, диких, животных жарких стран и Севера, мир насекомых, транспорт, есть реки, моря, озера, леса, растения. Эти игры особенно актуальны для маленьких детей, для развития предметных представлений

(Игры «Зоопарк» «Животные леса», «Ферма», «Правила дорожного движения» и тд).

б) Игры на знакомство со сказками, рассказами по программе, мультфильмами и искусстве в целом

Можно поэтапно вспомнить рассказ, выложить и рассказать его (сказки «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и др) Такие игры развивают память, логическое мышление, речь, воображение.

в) Географические игры.

Здесь мы узнаем, как люди живут в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице разные климатические зоны и жизнь в них.. Дети с ОВЗ надолго запоминают такие занятия.

*

г) Фантастические игры. Имитируется в песочнице жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и тд. Это возможность использовать детскую современную субкультуру (трансформеры, роботы и др) Данные игры хорошо развивают воображение и креативность.

д) Исторические игры. Можно использовать знания детей после прочитанных исторических рассказов и походов в исторические музеи. Только в песочнице ребенок может стать сам участником исторических событий.

е) Игры – экскурсии по городу. Родина начинается с родного города. Используя мини фигурки, мы можем построить небольшой макет города или, например, Дворцовой площади, что вызовет интерес и желание посетить такие места.

2) Проективные игры. Детское и взрослое творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры – есть проекция внутреннего мира человека, те перенос на песок переживаний, желаний, умений, возможностей и есть проекция. В этих играх отрабатываются страхи, тревоги, волнующие темы, корректируются проблемы и дефекты поведения. Правильное формирование эмоций способствует выработке характера и положительных свойств личности.

Строя на песке картину из песка, ребенок (как и взрослый) переносит на песок ландшафт внутреннего мира, разыгрывая на песке множество ситуаций, человек приобретает бесценный опыт разрешения ситуаций в жизни. Это закрепляется в бессознательном и наступает момент, когда повторяющиеся ситуации в жизни ребенок может решить, вспомнив песочный опыт.

а) Игра «Волшебник» развивает коммуникативные навыки, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику руки. Чувствуя себя волшебником в песочнице, ребенок может создать любую тревожащую ситуацию и разрешить ее положительным исходом.

Эти игры являются и диагностическими для педагога. С целью диагностики игру лучше проводить индивидуально.

б) Игра «Создание миров», отличается от предыдущей тем, что это групповая игра. Цель игры: развитие коммуникативных навыков, стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики, развитие, развитие речи.

Группа может состоять из 2 и более детей. Дети придумывают путешествия в сказочные страны, которые взаимодействуют друг с другом. У каждого ребенка свой мир, но он взаимодействует с другими мирами. Важно понаблюдать как дети взаимодействуют друг с другом (эту игру можно проводить и ребенку с родителем).

3) Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными процессами, с их помощью познается окружающий мир.

а) Игра «Отпечатки рук» способствует развитию моторики, развитию речи, памяти, внимания, стабилизацию эмоционального состояния. Взрослый рассказывает ребенку о своих ощущениях и ребенок, получив модель рассказа, использует в своей речи его, передавая ощущения работы с песком. Игры с песком имеют большое значение для ребенка, они не только стабилизируют эмоциональное состояние, развивают моторику рук, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

б) Игры «Мина», «Отгадай загадку», «Загадочный предмет», «Во саду ли в огороде» — способствуют развитию предметных представлений, зрительного восприятия и воображения.

в) Игра «Цветные заборчики», «Печем пирожки» способствует развитию сенсорного восприятия цвета и геометрической формы.

г) игра «Классификатор» способствует развитию обобщающих понятий (дикие, домашние животные, насекомые, транспорт и тд)

д) Игры «Строим по схеме», «Найди свой путь», «Выложи следы» способствуют развитию навыков ориентировки в микро пространстве, что очень важно для детей с нарушенным зрением.

4) Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму «Песочная грамота»

а) Игра «Путешествие к звукам» способствует развитию фонематического слуха, умению слышать и слушать звуки в слове (например: Путешествие в страну А, найди предметы, начинающиеся с букв А и тд)

б) Игра «Город волшебных букв» учит детей читать и писать, развивает внимание, память, мелкую моторику руки.

5) Игры с цветным песком

Эти занятия направлены на развитие сенсорных эталонов цвета, стабилизацию эмоционального состояния ребенка и взрослого, развитию мелкой моторики руки и координации движений, развитию эстетического восприятия окружающего мира, приобщению к художественной и изобразительной деятельности. (игры «Цветные песчинки», «Рисуем песком», «Радуга цвета», «Эмоции» и др)

6. Совместные игры с взрослыми (родителями) –для детей и родителей это естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах, эмоциональном напряжении и найти путь выхода из ситуации.

В статье коротко описаны различные направления работы с песком, по такому же принципу можно построить работу в различных направлениях.

Просмотров: 646
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Казакова Наталья Владимировна. Игры на развитие фонематического слуха.
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Подольская Ксения Каримовна. Дидактические и развивающие игры: «Развитие крупной и мелкой моторики рук в средней группе»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Шибаршина Татьяна Александровна. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ.
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Пачина Алёна Михайловна. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Виноградова Ирина Андреевна. Конспект занятия «Игры с песком» «Заколдованный заборчик»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Ольга Викторовна Васечкина. Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия 'Игры с песком'
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Анастасия Коваленко. Методическая рекомендация для родителей по развитию мелкой моторики. «Игры с предметами домашнего обихода».
  • Анастасия Коваленко. Методическая рекомендация для родителей по развитию мелкой моторики: 'Игры с предметами домашнего обихода'
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь