Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук

(практическое пособие для воспитателей и родителей детей младшего возраста)

ВВЕДЕНИЕ

Практическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям (законным представителям) малышей, в котором представлены систематические упражнения и игры, оказывающие большое значение в развитие речи. В пособии используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбор упражнений и игр, интенсивность, количественный и качественный состав которых, варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей и соответствует теме недели. Например, тема недели «Женский день», игры и упражнения соответствуют данной теме (пальчиковые игры – « «Мамочка»», «Цветочек для мамочки», «Вяжем шарфик мамочке», дидактическая игра – «Бусы для мамы»).

 

Скачать конспект

Данное методическое пособие поможет совершенствовать мелкую моторику ребенка, укрепить его мышцы, активизировать речь, координацию движений, окажет воздействие на эмоциональную сферу и интеллектуальные способности, а также расширит представления об окружающем мире. Упражнения помогут развить у ребенка правильное звукопроизношение, выработать хорошую дикцию, слуховое внимание. В пособии представлены игры с использованием различных подручных предметов (шнуровка, мозаика, пазлы) и потешки, включающие приемы расслабляющего массажа, которые позволят быстрее подготовить малыша ко сну. В книге собраны игры, которые можно проводить с малышами с первого месяца жизни. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики детей положительно влияет на формирование познавательных процессов, развитие речи, готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Сентябрь

l-я неделя. Тема: «Здравствуй, детский сад»

Пальчиковая играя «Пальчики здороваются»

Идут четыре братца
Навстречу старшему
Пальцы ритмично соединяются,
Здравствуй, большой!

С большим щепотью.
Здорово, Васька — указка!
Большой соединяется с указательным.
Здорово, Мишка — середка!

Большой соединяется со средним
Здорово, Гришка — сиротка!
Большой соединяется с безымянным.
Да ты, Крошка — Тимошка!

Большой соединяется с мизинцем.
Пальчиковая играя «В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Методические указания. Дети поочередно загибают пальчики

руки. Дети машут кистями рук.

Пальчиковая играя «С добрым утром»

С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?

С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?

С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!

Методические указания. Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.

Прикладывают ладони к ушкам.

Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.

Поглаживают ножки, притопывают.

Руки протягивают к солнцу и улыбаются

Пальчиковая играя «Встреча»

На правой ручке – пальчики.
На левой ручке – пальчики.
Пришла пора им встретиться
Готовьте чемоданчики

Методические указания. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

Игра «Соберем мозаику»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).

Материалы. Мозаика с крупными выпуклыми деталями и длинными ножками, коробочки.

Ход игры

Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным).

Затем предложите малышам вставить детали мозаики в отверстия основы (в произвольном порядке). Когда дети освоят это умение, покажите им, как выложить из мозаики дорожки и столбики. В следующий раз предложите им сделать более сложные изображения: цветы, травку, солнышко.

Пальчиковая играя «Здравствуйте ребята»

Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки

Методические указания. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Пальчиковая играя «Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять
Поочередно разогните пальцы, начиная с большого
Вышли пальчики гулять.
Пошевелите пальцами.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца

В домик спрятались опять.

Повторите игру с пальцами другой руки.

Методические указания. Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. По ходу чтения дети повторяют ваши движения.

2-я неделя — Тема «Мой дом»

Пальчиковые игры «Дом»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Пальчиковые игры «Красим дом»

Мы с тобою красим дом

Дружно в нём мы заживём

Методические указания. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Игра «Дом и ворота»

На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

Пальчиковые игры «На полянке дом стоит»

На поляне дом стоит
Путь к нему пока закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.

Методические указания. Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались.

Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом. Пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены.

Игра «Прищепки прячутся»,

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания и застегивания прищепок. Материалы. Коробка; яркие разноцветные прищепки.

Ход игры

Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах группы — на занавесках, на мебели, а также на одежде детей.

Покажите малышам прищепку и предложите поиграть: «Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку».

Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Горячо — холодно».

Когда дети научатся расстегивать прищепки, покажите им, как их пристегивать.

Пальчиковые игры «Замок»

На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили. И открыли!

Методические указания. Соедините пальцы рук в «замок» Постучите по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы.

Игра «Гора из песка»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы. Песок.

Ход игры

Занятие проводится на улице в песочнице. Предложите детям сделать большую гору из песка. Покажите, как можно загребать песок при помощи прямых

напряженных ладоней рук (если песок сухой) или с помощью совка или лопаты (если песок мокрый): «Давайте сделаем горку из песка. Вот какая высокая получилась!» Затем укрепите на вершине горки цветочек или веточку: «А на самой вершине вырос цветочек (деревце). Давайте польем его из лейки!

3- я неделя. Тема: «Овощи»

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».

Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим
Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.

Методические указания. Движения ладонями вверх, вниз, поглаживание подушечек пальцев, потираем кулачок о кулачок, сжимаем и разжимаем кулачки.

Пальчиковая игра «Мы приходим в огород»

Мы приходим в огород.
Это что у нас растёт?
Ухватив за хвостик ловко,
Тянем спелую морковку.

Методические указания. Дети тянут безымянный палец левой руки большим и указательным пальцами правой. Затем меняют руки и то же самое проделывают с безымянным пальцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз.

Пальчиковая игра «Овощи»

Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох
Урожай у нас не плох.

Методические указания. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

Игра «Разминка»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождайте четверостишием:

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуютруками.

Дидактические игры «Собери овощи в корзинку»

Цели. Развивать хватательные движения, учить выделять красный, зеленый желтый цвет.

Ход игры

Игра проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Ребенку предлагают выбрать из всех игрушек только овощи и положить в корзинку.

Ига упражнение на песке «Посадим овощи»

Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Методические указания. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

4-я неделя Тема «Фрукты»

Пальчиковая ига «Фрукты»
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!

Методические указания. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку. При этом ладони не соприкасаются, мизинцы, безымянные, средние указательные, большие пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин
Апельсин всего один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,

Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.

Методические указания. Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Пальчиковая игра «Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.

Игра «Разборные картинки»,

Собрать картинку фрукты из двух частей.

Цель: учить составлять целое (фрукты) из двух частей; развивать воображение, память.

Пальчиковая игра «Слива»

Мы пошли в фруктовый сад,
Сливы, сливы собирать
Сливы сладкие как мед,
Сами просятся к нам в рот.

Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образовывают овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал)

Просмотров: 667
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Горошникова Т.С. Егорова М.Н.. Методические указания к комплекту дидактических игр по краеведению «Люби и знай, свой край родной».
  • Цыпкина Тамара. Пальчиковая игра для детей дошкольного возраста 'Замок'
  • Клычкова Людмила Андреевна. «Пальчики-тараканчики» Пальчиковые игры в развитии речи детей.
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Павел Пискарев. «Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
  • Романова Галина Сергеевна. Программа подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе «Волшебные пальчики»
  • Мельник Мария Николаевна. Пальчиковая игра «Люблю по городу гулять»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Самойлова Екатерина Михайловна, Беда Евгения Александровна. «Пальчиковая игра всегда под рукой»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Ершова Елена Викторовна,Скандакова Галина Витальевна, Гаранина Елена Анатольевна. Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей «Вышли пальчики гулять»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Безлепкина Надежда Григорьевна Паршукова Галина Михайловна Попова Юлия Александровна. Детям о войне, играя в настольно – печатные игры
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Богатырева Тамара Федоровна. Пособие по развитию мелкой моторики 'Пальчики играют – ум ребенка развивают'
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Павленко Галина Павловна. Методические посиделки для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора»
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь