ГБУ СОШ № 167 подразделения 503
Воспитатель средней группы № 3: Клычкова Л.А.
г.Москва 2015
Прилетает Воробей. Прыг да прыг Да чик-чирик, Чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана — Вот и нету великана. Поделом великану досталося, И усов от него не осталося.
Сказка «Тараканище»
Автор Корней Чуковский
Скачать конспект
К началу обучения в школе ребенок должен овладеть всей системой родного языка, то есть к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития:
- словаря;
- грамматического строя речи;
- фонетико-фонематической стороны языковой деятельности;
- связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания ребенка. Именно поэтому так необходимо проведение систематизированной работы по формированию данной стороны речевой деятельности.
Поскольку игра продолжает являться ведущим видом деятельности, а речь продолжает выступать необходимым условием развития этого сложного вида деятельности, — вопрос о подборе методов и приемов развития связной монологической речи приобретает особую актуальность.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: — совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Срок реализации: 1 год (2015 – 2016 учебный год)
(заполняется в процессе реализации плана) Возникающие трудности вопросы по ходу реализации этапа (заполняется в процессе реализации плана)
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы — не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.
Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
- Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой.
I этап — Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.
Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Для развития связной речи у детей я использую:
- стишки
- загадки
- скороговорки
- песенки
- игры
чтобы облегчить запоминание использовала в работе и такой приём: расскажи стишки, песенки руками.
Специальные занятия по развитию речи.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
- в быту;
- во время прогулок;
- в процессе игр;
- в процессе труда;
- во время праздников и развлечений;
В связной речи ребенка последовательно совершенствуются:
Синтаксический строй предложения [а также выразительность его интонации];
Морфологическая оформленность слов;
Звуковой состав слов.
Примеры пальчиковых игр:
«Таракан»
Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище! Он рычит, и кричит, И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!
Ребенок растопыривает ладошки и прикладывает правой и левой щекам изображая усы) Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку.
Ребенок расставляет руки в стороны и трясет ладошками и шевелит пальчиками.
«Коза- Дереза»
Я, коза-дереза, за три гроша куплена, Полбока луплено, топy, топy ногами, Заколю тебя рогами, Ножками затопчу, Хвостиком замету! Ребенок прикладывает обе кисти рук к голове и пальцами изображает рожки. Топает ножками. Ручки на пояс и делает круговые движения бедрами.
«Мишка»
Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает И в карман кладет. Вдруг одна из шишек Прямо мишке в лоб, Мишка рассердился И ногою топ.
Ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону. Нагибаемся. Ручку сжать в кулачок. Бить кулачком в лобик. Голову поднять вверх и погрозить пальчиком. Топнуть ногой.
Игра «Мальчик-с-пальчик»
Попросить ребенка разжать ладошку и, помогая ему совершать движения, начните проговаривать потешку:
Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.) С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец) С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.) С этим братцем песни пел, С этим братцем кашу ел, Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.
Обучение ребенка речи начинается не только с тренировки его артикуляционного аппарата, но и с развития различных движений его пальчиков. Регулярные упражнения с использованием пальцев являются средством стимуляции и активации коры головного мозга, что очень важно для развития мышления, памяти и внимания.
Детские пальчиковые игры подбираются по возможностям и возрасту ребенка, а далее постепенно усложняются.
- Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью пальчиковых — игр».
- Провела консультацию «Развитие речи в детском саду».
(вырезывание из цветной бумаги таракана)
|