Составитель: учитель-логопед Безрукова О.Ф.
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики является совершенствование педагогической работы с детьми дошкольного возраста, с целью наиболее эффективной коррекции имеющихся отклонений в развитии речи. Проблема формирования связной речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения связной речи проявляется у детей с ОНР в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологических и синтаксических систем языка, семантических и формально-языковых компонентов в искажении общей картины речевого развития. (Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Фимичева, Г.И. Чикина.) Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет корни, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Нарушения связной речи у детей с ОНР, выраженные в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксичечских конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, а также снижением объема словарного запаса являются стойкими и могут сохраняться у дошкольников с ОНР до старших классов, что в свою очередь, будет отрицательно сказываться на школьной успеваемости, будет задерживать и затруднять овладение школьной программой, усугубит негативное отношение этих детей к учебной деятельности
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.
Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Таким образом, мы предлагаем ряд инновационных игр разработанных на основе сказок и сказочных персонажей, помогающих лучше формировать связную речь детей.
Собери цепочку.
Цель: активизировать словарь, учить правильно воспринимать содержание сказки, развивать мелкую моторику, внимание и память.
Оборудование: картинки с изображением сказок, шнурки.
Ход: играют три-четыре ребёнка. Логопед предлагает детям рассмотреть круги с изображениями сказочных героев из определённой сказки. Дети называют сказку, определяют с какой картинки начать собирать цепочку, нанизывают на шнурок каждую картинку в нужной последовательности. Когда цепочка собрана, дети пересказывают всю сказку.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сказочные замки.
Цель: развивать нравственные чувства, память, логическое мышление, дать понятие о противоположностях (антонимах), совершенствовать навыки связной речи.
Оборудование: два плоскостных замка, картинки сказочных героев.
Ход: логопед раскладывает перед детьми два замка: красный и синий, и говорит, что в замках будут жить герои сказок. В синем замке будут жить герои, которые совершают зло, а в красном замке – герои, которые побеждают зло. Логопед выкладывает все картинки, ребёнок берёт по одной, рассказывает, кто на ней нарисован и из какой сказки, и объясняет, в какой замок он поселит этого героя. Например: «Это – Паук. Он из сказки «Муха-Цикатуха». Я поселю его в синий замок. Он злой». Логопед предлагает найти доброго героя из этой же сказки. Ребёнок находит Комара и поселяет его в красный замок. Если ребёнок ошибся, логопед поправляет его вместе с другими детьми.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Под грибом.
Цель: развивать зрительное внимание, память, активизировать словарь, развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки пересказа, тренировать в правильном употреблении предложно-падежных конструкций.
Оборудование: плоскостной гриб с героями сказки, прикреплёнными к нему шнурочками.
Ход: логопед предлагает детям рассмотреть героев сказки и манипулируя ими, пересказать сказку, определяя порядок появления каждого героя.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Разложи по порядку.
Цель: закреплять знания наглядного изображения цифр, развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, навыки монологической речи.
Оборудование: наборное полотно с картинками, кружки с цифрами.
Ход: дети рассматривают картинки, вспоминают название сказки и кладут фишки с цифрами под картинками, определяя последовательность сюжета.
Театр Колобка (по сказке «Теремок»).
Цель: развивать эстетический вкус, память, зрительное внимание, учить составлять предложения, отвечая полным ответом.
Оборудование: наборное полотно, изображающее сцену, картинки к сказке.
Ход: 1 вариант: воспитатель раскладывает героев сказки на наборном полотне в правильном порядке, задаёт детям вопросы о каждом персонаже. Ребёнок отвечает полным ответом, используя одно прилагательное. Дети вспоминают название сказки, затем воспитатель предлагает детям помочь колобку показать сказку на сцене. Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают его. Например: «Стоит в поле..» (теремок)
2 вариант: Дети выбирают понравившиеся картинки и начинают рассказывать сказку в правильной последовательности, составляя предложения с двумя-тремя прилагательными.
Дом мышей.
Цель: развитие связной речи детей, развитие логического мышления, развитие воображения, развитие мелкой моторики, автоматизация звука [Ш].
Оборудование: Дом мышей в форме кусочка сыра. Предметные черно-белые картинки с изображением слов на заданный звук (картинки не большие). Одна цветная сюжетная картинка-фон. (Картинка-фон может меняться в зависимости от пройденных лексических тем.)
Ход игры: ребенку предлагается узнать, что находится в мышином домике. Ребенок берет одну за другой несколько картинок, не заглядывая в домик, называет то, что на них изображено, затем на фон выкладывает названные картинки, так, чтобы получился рассказ. Картинки могут быть выложены по желанию ребенка, например, кошка может быть на дереве, и за деревом и под кустом, тогда возможна работа на развитие предложно-падежных конструкций. Картинок много, поэтому ребенок каждый раз составляет новый рассказ с новыми героями, составляя различные игровые ситуации и проговаривая их.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кубик.
Цель: развитие связной речи детей, развитие логического мышления, развитие воображения, развитие зрительного внимания развитие мелкой моторики, автоматизация звука [Ш].
Оборудование: Кубик с 10 картинками:
1) 2 бегущие мыши. 2)З домика. 3) 3 мыши. 4) Замок 5)2 башни. 6)Мешок с мукой. 7) Пышки на связке. 8) Кошка, думающая о мышке 9) Мыши, спрятавшиеся за сыр 10) Кошка, ищет мышь.
Ход игры:
1) Ребенку предлагаем выбрать понравившуюся картинку и рассказать, что он на ней видит.
2)Ребенку предлагаем рассказать, что он увидел на картинке и завершить или придумать начало к рассказу.
3)Ребенку предлагаем найти картинки с 2 персонажами и рассказать рассказ по каждой из картинок. Можно, как вариант предложить соединить картинки с 2 героями в один сюжет. Аналогично с 3 персонажами.
4) Ребенку по картинке№2 предлагаем составить рассказ и найти 2 одинаковые крыши, плюс придумать, в каком домике живет каждая мышь.
5) Ребенку предлагаем собрать все картинки и придумать один большой рассказ, что произошло в мышином царстве. Важно, чтобы ребенок сводил рассказ в одну сюжетную линию, а не стремился к перечислению слов и называнию героев.
|