Мартьянова Ирина Владимировна, Валова Ольга Владимировна воспитатель детского сада № 202 «ОАО» РЖД, г. Абакан
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь — высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (М. М. Алексеева, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.).
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей в нашей группе (старший дошкольный возраст) нами отмечены следующие особенности: высказывания детей короткие, непоследовательные. Даже очень знакомый текст ребёнок может рассказать нарушая последовательность предложений, при построении высказываний пользуется нераспространёнными предложениями. Уровень информативности высказывания очень низкий. Несмотря на то, что большинству детей нравится делиться своими впечатлениями о пережитых событиях, они с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не потому, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. К заданиям где надо пересказать текст дети не испытывают особого интереса. Перед нами встала проблема – развивать связную речь наших воспитанников и при этом, чтобы им были интересны такие задания.
Считаем эффективным способом развития связной речи детей старшего дошкольного возраста — наглядное моделирование. Использованию наглядного моделирования в развитии связной речи посвящены исследования А.М. Бородич, В.В. Краевского, И.Б. Новикова, В.А. Штофа и др.
Данные исследователи указывают, что приёмы наглядного моделирования дают возможность детям самостоятельно анализировать ситуацию или объект, развивают децентрацию (умение менять точку отсчёта), замыслы и идеи будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
- планы и условные обозначения, используемые в них
- контрастная рамка — прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения связной речи, позволил нам выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Рассказ по сюжетной картине. Отмечено, что значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее — то есть конец рассказа.
Рассказ-описание пейзажной картины. Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Данный вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи — живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине. Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.
Логопедическая сказка. Логопедическая сказка — это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.).
Сравнительное описание предметов. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Творческий рассказ. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Творческая сказка по силуэтным изображениям. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.).
На начальном этапе обучения пересказу по моделям, мы использовали составленный нами альбом для развития связной речи дошкольников. В альбом подбирали сюжетные картинки с интересным, жизненным содержанием в соответствии с тематическим планированием. К каждой сюжетной картинке придумали текст и модели для пересказа. В дальнейшем дети придумывали свои истории к этим сюжетам, могли изменять начало, конец текста по желанию.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную модель, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель. Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа.
Таким образом, представленные нами приемы наглядного моделирования позволяют повысить эффективность коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Библиографический список
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / М.: Мозаика-Синтез, 2009. — с. 272.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие [Текст] / А.М. Бородач. — М., 2001. – 256 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М., 2006. – 115 с.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. — М., 2002. – 198 с.
- Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования [Электронный ресурс] — режим доступа:
- Филичева, Т.В., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада [Текст] / Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 2007. – 100 с.
|