Актуальность темы обусловлена современными требованиями ФГОС ДО и тем, что в настоящее время проблемы, связанные с развитием связной речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей.
Дошкольный возраст- период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов устной речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию, мы выделили для себя метод сказкотерапии, который позволяет в рамках сказки решать обучающие и воспитательные задачи.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия- это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразуя его и себя.
Сказкотерапия-это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Он является новационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Работая на группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи знаю, что наши дети испытывают затруднения при формировании связной речи. Это и повлияло на мое решение использовать метод сказкотерапии для развития речи детей.
В своей работе я использую различные методы и приемы работы со сказкой, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей.
1. Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из героев больше всего понравился и почему?", "Почему герой совершил те или иные поступки?", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?".
2. Пересказ сказок (групповой, пересказ по кругу, пересказ при помощи мнемотаблиц). Прием помогает лучше запомнить содержание сказки, образные слова и выражения.
3. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.
4. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки. Например, мы с детьми придумали другое окончание сказки «Айога», «Морозко».
5. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять. Мы инсценировали сказки при помощи кукол би-ба-бо, различного вида театров (пальчиковый, варежковый, теневой, на фланелеграфе).
6. Драматизация сказок. Превращение детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей, развивается диалогическая речь детей. Мы драматизировали русские народные и авторские сказки.
7. Сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму. Можно для этого использовать мнемотаблицы, карты Проппа, карты- схемы Полянской.
После года работы над этой темой, можно уже сказать о некоторых положительных результатах. Дети стали более раскованными, их речь стала понятней и грамотней. Во время драматизации сказок стали более свободными в проявлении своих эмоций, научились пользоваться различными средствами выразительности (жесты, мимика, интонационная выразительность речи). В ходе работы я отметила, что дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми. Дети учатся думать, уважать мнение друзей.
Нам было приятно, что и родители заинтересовались данной темой: стали больше читать детям сказки, обсуждать их содержание, поступки героев, помогли нам в создании развивающей среды: сшили костюмы для драматизации сказок, участвовали в создании «Книги сказок», принимали участие в совместных праздниках.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь!
|