Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
Связная речь:
- учить детей сочинять сказку по «модели-схеме сочинения сказок»;
- последовательно и связно рассказывать придуманную сказку;
- учить придумывать название сказке.
Словарь:
- учить детей подбирать прилагательные к существительным (описание героев);
- закрепить умение использовать в речи образные выражения, свойственные для сказок.
Грамматика:
- упражнять детей в построении предложений;
Звуковая культура речи: учить передавать интонацией характерные особенности героев сказки.
2. Развивающие задачи:
- развивать умение детей работать с условными заместителями персонажей сказок.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству
- воспитывать желание коллективно сочинять сказку
- воспитывать умение слушать.
Материал: аудиозапись «Звуки леса»; дерево и письмо на нем; указатель направления; цветы с лепестками (3шт.); книга сказок; ширма; задания, напечатанные на листах; модель-схема сочинения сказки; чистые листы А4 с рамками (для составления схемы сказки); условные заместители персонажей сказки; фломастеры; клей.
Методы и приемы: вопросы к детям, моделирование, побуждение к ответам, поощрение.
Предварительная работа: чтение сказок; знакомство с «моделью-схемой сочинения сказки»; проведение упражнений, игр.
Ход занятия:
1. – Ребята, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказочный лес. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Тили-тили-тили-мес,
Открывайся сказочный лес!»
(произносим волшебные слова, открываем глаза, звучат «Звуки леса» — шум деревьев)
- Дети, вот мы и в сказочном лесу. В нем все необычное и волшебное. Слышите, как шумят деревья?
- Ребята, что это на дереве? (обращаю внимание детей на надпись на дереве).
- Кто-то что-то написал: «Срочно-срочно помогите
Книгу сказок отыщите!»
Жители леса.
- Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем жителям этого леса отыскать книгу?
2. — Смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.
- Куда нам ребята нужно идти? (прямо)
- Тут какая-то записка: «Стоп! Шагать теперь постой!
Поляна цветов перед тобой! В каждом цветке заколдовано животное Отгадай его и опиши. Один лепесток – одно описание.
Какое это животное ответишь – Лепесток раскроется. Если лепестки откроешь всех цветов, То поляну ты пройдешь
И к книге сказок попадешь!»
(дети отгадывают заколдованых животных по цвету; у цветов по 5 лепестков; дети называют прилагательные по очереди, соответствующие этому животному).
- Молодцы! Мы прошли с вами поляну к книге сказок. Но где же она? Здесь какая-то записка:
«Чтобы книгу сказок увидать Нужно загадки отгадать, Да не просто отгадать, Но еще и показать!»
(дети отгадывают загадки и изображают животных)
Загадки:
«Что за зверь такой лесной, Встал как столбик под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы.» (Заяц)
«Кто зимой холодной, Бродит злой, голодный?» (Волк)
- Молодцы! А вот и книга сказок! Хотите ее открыть? Тогда тихонечко садимся на стульчики (дети садятся на стульчики напротив доски).
- Открываем? (открываем книгу, в которой нет страниц)
- Ребята, книга пустая. Кто-то вырвал все страницы. Что же делать? Как мы будем ее сказочным жителям отдавать?
- Дети, мы же с вами можем сочинить сказку. Наша сказка будет жить в этой книге сказок. Попробуем?
- Сочинять сказку нам поможет наша «модель-схема сочинения сказки». Давайте вспомним и рассмотрим модель-схему сочинения сказки (читаем, рассматриваем модель-схему).
- Посмотрите на обложку книги. Про кого здесь были сказки?
- Кто из этих героев будет главным героем в нашей сказке?
- Какая из этих фигурок- заместителей похожа на него?
- Опишите, как выглядел наш герой?
- Какой он был по характеру?
- Чем он любил заниматься?
- Начинаем сказку. Как обычно начинаются сказки? (приклеиваю кружок, соответствующего цвета, в первую рамку)
- Дальше смотрим на схему, что произошло? Куда и зачем пошел наш герой? (во второй рамке изображается условный заместитель героя и место действия)
- Дальше, что было? Опишите, кого он там встретил? Какая из этих фигурок – заместителей похожа на него? (в третьей рамке — изображение условных заместителей двух героев)
- О чем они говорили?
- Смотрите на схему, что потом было? Куда они пошли? (в четвертой рамке – изображение героев и места)
- Чем закончится наша сказка?
- Молодцы, мы сочинили с вами сказку! Как мы ее назовем?
- Для того чтобы наша сказка жила в книге сказок, нужно ее рассказать, в этом нам помогут наши схемы. Кто хочет рассказать сказку? (вызывается ребенок, который рассказывает сочиненную сказку по схемам)
- Молодцы, ребята! Жители этого леса обрадуются книге сказок и нашей сказке (листы со схемой сказки кладуться в книгу сказок). Мы с вами сможем подарить сказочным жителям еще много сказок, которые сочиним позже. А сейчас нам пора. Пойдемте ребята, положим книгу около дерева. Мы возвращаемя в детский сад. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Сказочный лес двери закрывай
В детский сад нас отпускай!»
3. – Вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие?
- Что было для вас самое интересное?
- Что было самое трудное?
- Что – самое легкое?
|