Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».

Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Почемучка» г.Усмани.

Составила: Воспитатель — первой квалификационной категории Литвинова Елена Валерьевна Усмань,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я. Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело».
В.Г. Белинский.

Введение.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

 Скачать конспект

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой — вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Закон «Об образовании Российской Федерации»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы».

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б. Фесюковой, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит — научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Подробные методические рекомендации даны в Приложении № 1.

Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

Срок реализации данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми лет.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы». Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 13 произведений в каждой возрастной группе.

В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.

Условия реализации рабочей программы «Сказки – добрые друзья».

  1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, — всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
  2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. (Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2).
  3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
  4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть- прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
  5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Просмотров: 883
Категория: По направлениям » Для детского сада » Перспективные планы для Детского сада




Другие новости по теме:

  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Кречетова Наталия Михайловна Фрезе Надежда Владимировна. Создание агитбригады как эффективная форма работы с детьми по реализации программы «Разговор о правильном питании»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Воронина Н. В., Максимова П. Н., Пойлова Е. В., Фёдорова С. В., Пуговкина Е. А.. «Чтение русских народных сказок, как важная составляющая в процессе воспитания дошкольников среднего возраста».
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Прокопенко Татьяна Петровна. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Физическое воспитание в ДОУ как одна из основных задач дошкольного образования
  • Грехова Галина Сергеевна. Предметно-пространственная развивающая среда – как основа реализации образовательной программы ДО
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Агаркова Наталья Александровна. Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ
  • Литвинова Елена Валерьевна. Образовательный проект с детьми второй младшей группы 'КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С КНИГОЙ'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь