Улядарова Ольга Станиславовна, Магомедова Айханум Ахмедовна Воспитатели МБДОУ №6 «Василек» г. Сургут
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л.С. Лихачев.
В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина. Проблема духовно — нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как на рубеже XXI века в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Ныне материальные ценности доминируют представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, c которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Дети зомбированы компьютерными играми, интернетом, жестокость. Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? В компьютерный век, в век высоких технологий духовно – нравственное воспитание детей, воспитание души маленького человека отошло на задний план. Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольное детство – это время развития маленького человека, всех его качеств, чувств, приобретения знаний и накопление жизненного опыта, в том числе становление духовно – нравственного мировоззрения. Поэтому духовно – нравственное воспитание ребенка надо начинать в детском саду, когда еще можно из маленького человека сформировать гармоничную личность. Хочется напомнить, что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят» так сказал великий Омар Хайям. Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо, прежде всего, построить себя как личность и обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы реализовывать духовно-нравственное воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины, своей семьи тем самым формируя задатки социально активной личности.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Огромную роль в формировании духовно – нравственной культуры ребенка играет семья, семейные традиции и обычаи. Ведь именно родители закладывают основы морали, эстетику вкусов, духовный мир ребенка. А детский сад развивает все эти качества, реализуя программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Программа «Социокультурные истоки», разработанная на основе традиций нашего народа, на основе духовно – нравственного, патриотического воспитания.
В нашем детском саду реализуется программа «Истоки» или «Социокультурные истоки». Для родителей на родительском собрании была представлена презентация «Основы программы «Социокультурные истоки», в которой были раскрыты основные цели и задачи программы. Было выявлено, родители хотели бы, чтобы эта программа реализовывалась. Родители были ознакомлены с целями программы для детей нашего возраста (5- 7 лет) – первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции: слова, образа, дела, праздника). Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда в завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела, Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой. Для родителей была подготовлена консультации, была организована выставка книг. Родители приняли участие в изготовлении семейных альбомов, оформлении генеологического древа. Были проведены открытые занятия на базе инновационной площадки по программе «Социокультурные истоки» для педагогов города Сургута на тему «Добрая забота» и
По результатам работы можно сделать вывод, что дети стали более эмоционально отзывчивы. У них стали развиваться такие качества, как милосердие, сострадание, стремление к добру. Пополнился запас знаний о народной культуре, о родном крае, об основах быта русского человека. Прослеживается положительная динамика уровня нравственного развития воспитанников. Возрос интерес родителей к духовно – нравственному воспитанию детей. Родители стали активнее включаться в деятельность группы.
|