Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад 28» Малова Виктория Вячеславовна
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…»
Б.М. Теплов
Актуальность:
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно-нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями. Дети играют в «Монстров», «Чудовищ». Возникает вопрос, как нашим детям у этих героев учиться, добру, ласке, милосердию. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с театральной игрой, так как считаю, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Исходя из этого, возникает цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Для достижения цели определяются, следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
- Формировать представление о добре и зле, показывать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Формировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитывать отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.
В группе созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:
- Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены: различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы кост-юмов, маски;
- Подобраны специальные тексты;
- Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;
Занятия с детьми проводятся систематически два раза в месяц во второй половине дня, дети знакомятся с различными формами театрализованных игр (настольный театр игрушки, плоскостной театр, кукольный, игры-драматизации).
Театрализованные игры помогают создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Дети с удовольствием погружаются в мир кукольного театра. За ширмой они легко перевоплощаются в сказочных героев. В своей работе я часто использую театр в самостоятельной игровой деятельности, игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, дыхательную, артику-ляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений, игры-драматизации. Над драматизацией сказок я использую упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка.
Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей я использую наиболее популярные из них. Например:
сказка «Теремок» учит дружить; а сказка «Репка» развивает у детей умение быть трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает — в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. «Заюшкина избушка» — это сказка о храбром петушке, который помог слабому зайцу. Трусливые звери не помогли зайчику, только смелый петушок прогнал лису.
Сказки учат слушаться родителей, старших. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близком — поощряется.
В своей работе провожу беседы с детьми по темам: «Волшебное слово – творит чудеса», «Что такое доброта». Беседы на основе поступков, сказочных литературных героев, после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Два жадных медвежонка»; литературные произведения Л.Воронкова «Маша – растеряша», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца» и др. Для закрепления знаний сказок использовались дидактические игры на материале знакомых сказок: «Из какой сказки герой», настольно-печатная игра «Разрезные картинки». Мною был изготовлен лэпбук «Мои любимые сказки», в содержание которого входило несколько дидактических игр на данную тему, пальчиковый театр ( «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»), театр на палочках «Рукавичка».
Я использую все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «З-дравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т.д.
Очень хорошо помогает передавать характер персонажа – музыка. Например, знакомой мелодией побуждаю детей к имитации движений различных персона-жей. После слушания песни, использую музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка» «Покажи, как ходит медведь»; «Покажи, как высоко прыгает лягушка». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребят-ами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем мы обязательно включаем такого рода фрагменты в театрализованные игры и потом находим им практ-ическое применение. Например, играя в подвижные игры водящими которых являются сказочные персонажи, такие как медведь, «У медведя во бору», волк «Гуси лебеди». козлёнок «Водим мы, водим мы хоровод…».
Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды де-ятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. Предварительно, я провела работу, подготовив консультации «Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств», «Театрализованная деятельность в детском саду». А так же подготовила памятки для родителей «Этикет для малышей», «Правила поведения в гостях»; консультации «Как воспитывать в детях вежливость», «Театр в жизни ребёнка», «Воспитание сказкой». В нашем дошкольном учреждении были организованы выставки «Мой любимый сказочный герой», «Книжка-малышка» (на тему «Моя любимая сказка»), родители с радость принимали участие. А так же был организован мастер-класс, по изготовлению куклы-оберега «Масленица». На родительском собрании большое внимание было уделено семейному чтению, а так же родителями была инсценирована сказка «Репка». Работу в данном направлении будем продолжать, активно включая родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
Хочется отметить, что вследствие проведённой мной работы во второй младшей группе. Дети заметно выросли в нравственном плане. Они стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей, значительно обогатился словарь детей. Если раньше, чтобы сказать о герое, дети пользовались словами: «плохой – хороший», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый».
Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.
Литература:
«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», под редакцией А.М. Виноградовой», М.: «Просвещение», 1989
Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985
Чистякова М.И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М.И., М.: «Просвещение: ВЛАДОС», 1995
Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008
Интернет-ресурсы:
Аксёнова А.И. «Инновационная деятельность МДОУ», Новокубанкс, 2011 по материалам сайта http: //nsportal. ru/site/27409/innovatsionnaya-deyatelnost-v--mdobu
Фомина М.В. Антипина С.В. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» Тюмень, 2002, по материалам сайта http://ru. znatock. com/docs/index-5762. html
Телегин М.В. «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» (программа повышения квалификации работников образования) по материалам сайтаhttp: //www. mtelegin. ru/pedagogika/duhovnonravvosp
|