Князева Светлана Анатольевна Воспитатель ГБДОУ детский сад 40 Санкт-Петербург
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Скачать конспект
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордиться своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А. Сухомлинский.
В образовательных учреждениях не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель – воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.
Для достижения этих целей решаемы следующие задачи:
- Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.
- Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.
- Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
- Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.
- Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.
- Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.
- Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Подходы воспитательной системы:
- содержательный компонент — овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края
- эмоционально-побудительный — переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде
- деятельный компонент — реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Принципы реализации работы:
- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает)
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании)
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:
- о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о духовных и нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- об истории и культуре своей страны;
- научатся беречь и поддерживать красоту;
- проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.
В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей, можно организовать их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:
- Организованная образовательная деятельность.
- Досуги, развлечения.
- Экскурсии.
- Конкурсы, выставки.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей
- знакомство с календарным народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности.
- экскурсии на природу
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Использовать различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Вечность», «Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Проводить такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).
В своей работе особое внимание уделять играм-драматизациям. Выбирать сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.
Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, всем детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, который можно проводить в стенах детского сада. Пасху провести в форме познавательного путешествия. рассказать детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации презентации).
Расширять кругозор детей через приобщение их к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомить с народными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами.
Недостаточно на словах рассказывать детям о духовно-нравственных ценностях, даже виртуальные путешествия не имеют такого эффекта как непосредственное участие детей.
Основные формы приобщения детей к культурному наследию:
- творческая мастерская;
- посещение музеев;
- оформление выставок художественно-прикладного творчества детей;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- экскурсии, целевые прогулки по улицам города.
Национально-региональный компонент
в духовно-нравственном воспитании детей
Работа по духовно-нравственному воспитанию прослеживается и в приобщении детей к народным истокам. (Тематика занятий: «Город, в котором ты живешь», «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города», «Памятники города», «Город — село»).
Решаются следующие задачи:
- Формирование начальных знаний о своём городе, как составной части Российского государства.
- Воспитание основ национального самосознания, чувства дружбы и уважения к людям разных национальностей.
- Развитие эстетической восприимчивости и понимания музейной культуры.
- Воспитание чувства гордости за родной город, ощущение своей причастности к его истории и культуре.
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду очень важно непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей, усвоение духовно-нравственных традиций не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Работа с родителями
Положительный опыт семьи в воспитании ребенка бесценен. И очень хорошо, если родители готовы поделиться своим опытом, открыты к сотрудничеству. К сожалению, часто родители слишком заняты своей работой, недостаточно общаются со своими детьми, считают их маленькими. Поэтому в работе с родителями воспитанников воспитателями решаются следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию детей:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому;
- расширение представлений о родном крае, детском саде, улице, городе;
- развитие интереса к русским и коренным народным традициям и промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование активной позиции родителей в воспитании гражданина России.
В отдельных случаях самым слабым местом в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Некоторым родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм.
Для решения этой проблемы можно применить следующие формы работы с родителями:
- тематические родительские собрания, вечера вопросов и ответов;
- открытые показы элементов воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
- индивидуальные консультации специалистов (педагог-психолог, социальный педагог);
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы
- экскурсии;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Многие родители активно помогают в оформлении группы, исполняют роли сказочных героев при проведении различных мероприятий, делятся опытом между собой и с педагогами. Такая совместная деятельность часто заканчивается проектом.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – это движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств нравственных, патриотических, любви и гордости за свою Родину. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Список использованной литературы:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010
- .Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2009
|