Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений

Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений

Целью статьи является представление опыта работы по социокультурному развитию детей на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации. Описывается модель образовательной деятельности, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый блоки, раскрываются формы и методы организации совместной деятельности детей и взрослых. Дошкольное образование претерпевает существенные изменения, подобных которым не было с момента появления детских садов в России. Актуальными являются вопросы организации образовательной деятельности воспитанников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Стандарт вводит новое понятие, определяющее особенности образовательных отношений: сотрудничество, совместный труд взрослого и ребенка, взрослых и детей. Само понятие обозначает равенство позиций, обусловленное возрастными и индивидуальными возможностями и реализованное в совместной деятельности. С позиции сотрудничества взрослый вводит ребенка в мир социокультурных ценностей, раскрывая в совместной практической деятельности их смысл и значение. Организация образовательного процесса на основе сотрудничества детей и взрослых позволяет реализовать на практике идеи «педагогики достоинства» как идеологии современного образования. «. В качестве целевых ориентиров модели выступают требования ФГОС о сотрудничестве всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, представителей общественности в социокультурном развитии детей через их приобщение к традициям семьи, общества и государства.

Закрепляется отношение к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную организацию, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей. Соответственно сформулированным целевым ориентирам выстраиваются задачи участников образовательной деятельности. Ребенок, являясь активным участником образовательных отношений, вместе с педагогом определяет направление совместной образовательной деятельности, осуществляет выбор партнеров по деятельности, игрового и дидактического материала, имеющегося в группе, места и времени деятельности, ее содержания. Педагог как ключевая фигура образовательной деятельности обеспечивает организацию взаимодействия всех сторон образовательной деятельности, создает для этого условия в группе. Задача педагога обеспечить активное участие ребенка в образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей его развития, его возможностей, интересов, способностей, гендерной принадлежности. Педагог является помощником родителей в воспитании их ребенка, способствуя развитию их педагогической компетентности, ориентации в современной образовательной политике, сохранению семейных ценностей и традиций. Кроме того, педагог выступает для детей и их родителей носителем социокультурных ценностей. Родители при сотрудничестве с педагогом определяют направления образовательной деятельности ребенка в детском саду, возможные формы собственного активного участия в ней, оказывают поддержку педагогу в его деятельности, осознанно относятся к задачам образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду. В нашей модели особенное внимание уделяется активности родителей-мужчин, тесное сотрудничество с которыми способствует формированию гендерных представлений воспитанников. Методологический блок модели связан с выбором в качестве ведущего аксиологического подхода, что обеспечивает продуктивное сотрудничество семьи и ДОО в социокультурном развитии детей на основе базовых национальных ценностей в соответствии с требованиями ФГОС

  • Содержательный блок модели включает в себя: рабочую программу образовательной деятельности, формируемую участниками образовательных отношений; организацию развивающей предметно пространственной среды, открывающую возможность для совместной деятельности детей, педагогов, родителей; содержание совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников группы (непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность во время режимных моментов, на прогулке, в разные временные отрезки пребывания ребенка в детском саду); содержание самостоятельной деятельности детей с учетом развития их личностного, творческого потенциала и двигательной активности; содержание совместной деятельности детей и родителей под руководством педагога. Технологический блок модели включает принципы, методы, средства, организации образовательной деятельности детей в сотрудничестве с педагогами и родителями.

Для организации образовательной деятельности на основе сотрудничества педагоги применяют как традиционные, общепедагогические методы (наглядные папки-передвижки, информационные стенды для родителей, словесные беседы, консультации, практические совместные праздники, экскурсии, прогулки и др.), так и современные, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, проектной деятельности детей и взрослых. К ним относятся: сайт детского сада и мини-сайты групп, крауд сорсинговая платформа детского сада, где родители и педагоги могут обмениваться мнениями, высказывать свои предложения по вопросам воспитания и развития детей. Особенный интерес вызывают у детей и взрослых детские мастер-классы: дети выступают в роли ведущих, показывая и рассказывая взрослым, как можно осваивать образовательную программу с помощью современного оборудования (например, изучать правила дорожного движения в играх с мини-роботом «Умная пчела» и с использованием интерактивного пола; узнать, почему комар кусается благодаря электронному микроскопу; с помощью LEGO построить действующую модель парка отдыха или музей военной техники и пр.)

Такие мастер классы проводятся в дни открытых дверей, открытых мероприятий, во время летнего оздоровительного отдыха. В МДОУ применяются разнообразные формы организации совместных дел семьи и образовательной организации: коллективное участие в спортивных праздниках ( «Лыжня России», «Мама, папа, я спортивная семья», «Безопасное колесо» и др.), творческих конкурсах (фестиваль детского творчества, конкурсы детского творчества), походы выходного дня, совместные акции, конкурсы и выставки семейного творчества, чаепития, праздники в детском саду с активным участием родителей и т.д. Итоговый блок заключает результаты работы по социокультурному развитию детей в условиях сотрудничества детей, родителей и педагогов. Разработка и внедрение данной модели способствовали систематизации деятельности педагогов МДОУ по реализации требований ФГОС о сотрудничестве субъектов образовательной деятельности. Применение на практике разнообразных форм и методов сотрудничества детей и взрослых способствовало развитию активности, инициативности воспитанников, их личностного и творческого потенциала. Понимание целей, задач, содержательного наполнения образовательной деятельности взрослыми участниками образовательных отношений привело к четкому осознанию своих функций в коллективном взаимодействии, способности планирования индивидуальных маршрутов развития детей в соответствии с их возможностями и особенностями и с учетом интересов семьи, детского сада и общества.

Просмотров: 686
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Шек Ирина Юрьевна. Сотрудничество родителей и педагогов детского сада в совместной досуговой деятельности
  • Лебедева Ольга Александровна. Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности воспитателя и детей по познавательному развитию во 2-ой младшей группе. Тема «Петушок и солнышко».
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Андреева О.В. Долотюк Г. А. Зайцева С. В. Миронова Н. Е.. Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых, познавательное развитие «Тематическая экскурсия к озеру Линден»
  • Селяева Ирина Михайловна. Конспект совместной образовательной деятельности для воспитанников детского сада в зимний период на прогулке. Развлечение «Новогоднее приключение»
  • Балыбердина Анна Владимировна. Модель организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Егорова Елена Владимировна. Рекомендации по организации совместной деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Яковлева Любовь Викторовна. План-конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в первой младшей группе «Прогулка в лес»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Холодова Лариса Анатольевна. Конспект совместной образовательной деятельности по коммуникативному развитию для детей среднего возраста.
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Бирюкова Елена Евгеньевна. Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности (совместной) детей и педагога старшей группы по теме: «Дары леса».
  • Наталья Биркель. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
  • Сотникова Полина Рудольфовна. Конструкт организации совместной образовательной деятельности Тема: «Космодром»
  • Химоян Мирца Сааковна. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
  • Богданова Надежда Владимировна. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации»
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Андриянова Ольга Владимировна,Кузнецова Лариса Александровна. Конспект организации совместной досуговой деятельности детей и родителей на тему: «75 лет Победы в Великой Отечественной войне»
  • Кулябина Гульнара Гарифулловна. Методические рекомендации для родителей по организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста 2-3 лет «Яблоня»
  • Румянцева Галина Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми в средней компенсирующей, логопедической группе у детей с ТНР по теме: «Наш любимый город, Санкт – Петербург»
  • Алтынгузина Альфия Альфридовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь другу» для детей старшей группе с учетом ФГОС
  • Полякова Ирина Павловна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие» «Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
  • Шейхмамбетова Сафие Энверовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности на тему: «Весна повсюду» для детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
  • Бесчётнова Татьяна Викторовна. Принцип интеграции в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями
  • Грязнова Татьяна Сергеевна. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Как Маша вырастила цветок».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь