Конспект совместной образовательной деятельности по коммуникативному развитию для детей среднего возраста
Составила педагог 1квалификационной категории Холодова Лариса Анатольевна МАДОУд/с"Росинка"№9 г. Новоуральск, Свердловской обл.
Мишкины помощники
- Обогащать словарь, необходимый для освоения всех образовательных областей, в том числе за счёт названий свойств и качеств предметов, характерных признаков предметов, объединённых в видовые категории (чашка и стакан, юбка и платье)
- Побуждать детей к сотрудничеству со сверстниками во всех видах деятельности.
- Осваивать элементарные правила речевого этикета: не перебивать взрослого и сверстников в разговоре, вежливо обращаться к собеседнику.
- Развивать продуктивные (конструктивные) виды деятельности (из строительного материала, пуговиц, мозаики, деревянного плоскостного конструктора). Формировать умения конструировать по замыслу с учётом особенностей материала.
- Закреплять умение образовывать существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами
Материалы: Персонажи из мультфильма Маша и Медведь,
мяч для речевых игр, театральная ширма, вязаные деревья,
набор разрезных картинок (посуда), такие же картинки –напоминалки для детей затрудняющихся в выполнении задания,
набор картинок для игры «4 лишний» (юла, машинка, пирамидка, медвежонок, ножницы, топор, плоскогубцы, отвёртка, молоток, гвоздь, гантели, сапоги, перчатки, куртка, носки, костюм.)
набор картинок для определения значения многозначности слова: Дверная ручка, ручка от ведра, пишущая ручка, детская ручка, ручка от чайника.
различные виды конструктора, мозаика, пуговицы, счётные палочки для продуктивной деятельности детей (схемы напоминалки к ним)
угощение от Медведя (конфеты «Пчёлка»)
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в каком чудесном лесу мы оказались с вами сегодня, да вы посмотрите, кто встречает нас на опушке леса!!!
Мишка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
Дети: это Мишка из мультфильма «Маша и Медведь»
Воспитатель: Вот это да!!! Как интересно, зачем же он нас пригласил к себе в гости?
Мишка: Я всю зиму сладко спал, Лапу толстую сосал, Стало солнце припекать, Птицы стали щебетать,
Я проснулся ото сна Ведь на улице…… Дети: Весна!
Мишка: Правильно, ребята, весна. Мне бы солнышку радоваться, а я очень расстроен…
Дети: Почему, Мишка?
Мишка: В моей берлоге такой беспорядок, видимо, когда я спал, ко мне в гости не раз забегала Маша… Посуда разбита, на полках в шкафу всё перепутано, цветы в горшках и те перевёрнуты… одному мне не справиться… Помогите, мне пожалуйста, ребята!!!
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем?
Дети: Да, конечно!
Мишка: спасибо, ребята! Вы знаете, я очень люблю, когда Маша приходит ко мне в гости у меня в доме всё для неё оборудовано: У меня большой стол – а у Машеньки маленький столик
У Мишки большое дерево – а у Машеньки маленькое деревце Воспитатель: Арсений, спроси у Андрюши, какое у Машеньки будет дерево? (ответ: маленькое деревце)
У Мишки большой ковёр — а у Машеньки маленький коврик Воспитатель: Лерочка, спроси у Дашеньки, какой ковёр будет у Маши? (ответ: маленький коврик)
У Мишки большое окно — а у Машеньки маленькое оконце, окошечко
Воспитатель: Яна, спроси у Даши, какое окно у Машеньки (ответ: маленькое окошечко)
У Мишки большая ложка — а у Машеньки маленькая ложечка
Воспитатель: Дима, спроси у Семёна, какая ложка будет у Маши? (маленькая ложечка)
Мишка: Ай да молодцы, всё — то вы знаете! А теперь, пройдём ко мне на кухню, видите, какая беда, озорничала тут моя Маша, да и уронила полочку с посудой- вся посуда разбилась вдребезги. Помогите отремонтировать посуду (на столе лежат разрезные картинки, части предметов, дети, работая в малых группах, должны собрать все элементы посуды воедино, а потом представить из каких частей они собрали тот или иной предмет) В ходе представления обговаривается, что не вся посуда могла разбиться, т.к. некоторая сделана из металла (у неё отломились детали)
Воспитатель: Андрюша, покажи, пожалуйста, чайную посуду? Назови её. (Из которой мы пьём чай)
Андрей: чайник, чашка, блюдце
Воспитатель: Умничка!
Мишка: Ай, молодцы, как дружно и быстро вы сделали это задание!
А сейчас детвора, Есть для вас ещё игра, Со словами мы играем, Их на части разбиваем!
Сколько в слове частей - Столько раз в ладоши бей! (слоговое деление)
Мишка: А вот и шкаф, в котором Маша навела беспорядок. Помогите мне разложить вещи
по полочкам игра «Четвёртый лишний» (на магнитном мольберте закреплены карточки с изображением инструментов, одежды, игрушек, но в каждом ряду из 4-х картинок есть лишний предмет, рядом с мольбертом стоит контейнер с картинками, которыми можно продолжить ряды)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой предмет здесь лишний? Почему? Дети: ответы детей
Воспитатель: Андрюша, возьми из контейнера картинку, которая должна лежать на этой полочке, прикрепи её рядом, молодец!
Индивидуальное задание можно дать Даше Березиной, Диме Зуеву, Захару Журавлёву.
На последней полочке лежат только ручки (от чайника, от ведра, пишущая ручка, ручка ребёнка) Глядя на последнюю полочку, дети сталкиваются с проблемной ситуацией какой же здесь предмет лишний?
Воспитатель: Мишенька, а на этой полочке, что не так лежит?
Мишка: А это полочка не простая, а секретная, во всех этих предметах спрятано одно слово, а вот какое …ДОГАДАЙТЕСЬ!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что нарисовано на этих картинках?
Дети: Рассматривая каждую картинку, дети рассуждают, для чего нужен тот или иной предмет Воспитатель: А как эти предметы можно назвать, одним словом?
Дети: Ручки
Воспитатель: Конечно, всё нарисованное – это ручки, только у каждой своё предназначение. Такие слова в русском языке называются МНОГОЗНАЧНЫМИ, потому что слово одно, а значений у него много! (давайте спрячем слово себе в кармашек – «многозначное»)
Мишка: Ай, какие смышленые ребята, молодцы! А цветы на полянке вы мне сможете посадить?
Дети: Конечно!
Воспитатель: Посмотрите, какие необычные цветы просит посадить Мишка на полянке…
Перед нами разные виды конструктора, выберите себе понравившийся, и попробуйте собрать из него цветок, а может быть и целый букет! (на полу расстелена скатерть зелёного цвета, где дети будут создавать свою продуктивную деятельность из мозаики, счётных палочек, деревянного плоскостного конструктора, пуговиц, фантиков)
Мишка: Какая красота получилась у вас, ребята, вот спасибо вам, мои дорогие!
Давайте отойдём в сторонку и вместе полюбуемся…
Перед детьми схемы — напоминалки: Мишка с закрытыми глазами, грустный Мишка, весёлый Мишка и подарок
Воспитатель: Ребята, посмотрите на схему и скажите, что произошло в берлоге у Мишки, когда он спал?
Дети: Прибегала в гости Маша и навела в домике беспорядок!
Воспитатель: Что же случилось с Мишей, когда он проснулся и всё это увидел? Дети: он очень расстроился.
Воспитатель: А почему же он сейчас улыбается?
Дети: потому что мы посуду отремонтировали, на полках в шкафу порядок навели, цветы на полянке высадили!
Воспитатель: А здесь осталась ещё одна схема, что на ней изображено?
Дети: подарок…
Мишка: Спасибо, вам ребята, одному мне бы не справиться! Вот вам угощение, мои любимые конфеты «Пчёлка»
|