ВЫПОЛНИЛА: Богданова Надежда Владимировна, Воспитатель МАДОУ №119 г. Мурманска
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В.А. [7, С.9]
Театрально-игровая деятельность в детском саду направлена на целостное воздействие личности ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Театрализованная деятельность развивает возможность самостоятельного творчества, всех ведущих психических процессов, способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы, создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов [1, С. 9].
Актуальность данного проекта заключается в том, театрализованная деятельность формирует правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям. В ходе театрализованной деятельности ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Ребёнок приобретает элементарные представления о видах театра, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению [2, С. 9]. Способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, развивает сценическое творчество, умение общаться со сверстниками и взрослыми, музыкальные и артистические способностей детей, развивает навыки публичного выступления [3, С. 9]
Скачать проект
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.
Развивать партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности;
- подбор литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками;
- Развитие у детей художественно-речевых исполнительских способностей – выразительности, эмоциональности исполнения, умение применять разнообразные интонации;
- воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
1. Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации
1. 1 Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем — работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности [4, 6, C.9].
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду.
1. 2 Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками
Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе нашего детского сада организованны уголки для театрализованных игр и представлений. В театральных уголках собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, би-ба-бо, пальчиковый, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм, в нем также собраны яркие костюмы в русском народном стиле, костюмы сказочных персонажей. Также имеется уголок фольклора поморов — терчан, где дети узнают свою историю, истоки, жизнь народа в разные времена, в том числе особенности языка и поэзии.
В литературных уголках хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки, книжки-панорамы, книжки созданные родителями совместно с детьми.
Созданы уголки искусства для самостоятельной художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Ведётся работа над созданием музыкальных уголков для определенной возрастной группы, где собираются разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.
Также ведётся работа над созданием уголка речевой активности детей, в котором будут находиться подборки артикуляционных гимнастик в картинках со сказочными персонажами, картотека пальчиковых игр, картотека дидактических игр на развитие речи:
- на развитие связной речи: «Что может быть теплым?», «Помоги колобку найти дорогу домой»
- на развитие речевого дыхания: «Горячий чай»; «Пой со мной».
Элементы театрализованной деятельности использовались и в подвижных играх с детьми, по сюжетам сказок таких как «Колобок», «Лиса и заяц». В непосредственно-образовательной деятельности также использовалась театрализация, проведение интегрированных занятий по сказкам, в которых детям необходимо было перевоплощаться в различных персонажей.
В ходе работы над проектом велась совместная деятельность с музыкальным руководителем по подбору музыкального материала, способствующего возникновению музыкально-речевых связей, по подбору пьесы для постановки с детьми, по разработке сценария. Также велась непрерывная работа с родителями воспитанников, они принимали активное участие в реализации проекта, помогали создавать предметно-развивающую среду, принимали участие в утренниках, посещали открытые занятия и праздники.
Заключение
Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными, учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Список литературы:
- Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М., Рипол Классик Дом, 2007
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Генев Г.Н. «Потребности человека, их классификация и количество» М., Издательские решения, 2016
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика — Синтез, 2009
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982
- Сухомлинский В.А. «О воспитании» М., Издательство политической литературы, 1985
|