Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
Подготовили воспитатели группы №6: Федосова Е.А. Колб А.В.
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. В.А. Сухомлинский.
Сотрудничество с семьями воспитанников.
Задача 1: способствовать укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития каждого ребенка; повышению педагогической компетентности родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях, привлекать к участию в различных мероприятиях ДОУ;
Задача 2: сориентировать родителей на развитие и устойчивый интерес театрализованной деятельности детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями;
Задача 3: активизировать работу по пропаганде театрализованной деятельности через все доступные средства.
Виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые
- упражнения для развития
- мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Занятия организуются по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности" занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций.
Коммуникативное поведение — понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством — речь.
Однако проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной.
В ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной.
Можно сказать, что положение о первичности, исходности коммуникативной функции речи хотя и признано в дошкольной педагогике, до сих пор не получило практической реализации. Поэтому проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития речи в дошкольном детстве, находится только в стадии разработки.
Таким образом, определяется проблема создания методических материалов для совершенствования форм и методов коммуникативного
развития всех детей дошкольного возраста.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для
детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная игра — "театральность" — "театр" — этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Театр — всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства.
Театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.
Элементы театрализации мы старались включить на разных занятиях: ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте, занятия по ИЗО.
Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.
Сроки проекта: 13. 01. 2017 г.-14. 03. 2017 г. (3 месяца)
Цель проекта: создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре, выработать чувство ответственности в своих силах, помочь формированию взаимоотношений, научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы), помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей, поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительно, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Сотрудничество с семьями воспитанников.
Задача 1: способствовать укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития каждого ребенка; повышению педагогической компетентности родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях, привлекать к участию в различных мероприятиях ДОУ;
Задача 2: сориентировать родителей на развитие и устойчивый интерес театрализованной деятельности детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями;
Задача 3: активизировать работу по пропаганде театрализованной деятельности через все доступные средства.
Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности определяет построение образовательного процесса по принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:
Принцип интегративности — взаимосвязь с различными видами деятельности.
Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
Принцип систематичности и последовательности — такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
Принцип доступности — обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
Принцип проблемного обучения — дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
Принцип компетентности педагога — воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
Принцип игровой подачи материала — в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности — игру.
Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Занятия организуются по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности" занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активность
- развитие реальных мотивов:
а) игра и обучение не должны быть из-под палки;
б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед ( «У тебя обязательно получится»).
Результат проекта.
- Театральная постановка детей сказки «Теремок»
- Театральная постановка родителей сказки «Репка»
|