«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
Пронина Альбина Альбертовна Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 20» Тюменская область Город Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Ключевые слова: развитие коммуникативных умений, театрализованная деятельность, общение, взаимодействие.
На сегодняшний день наиболее актуально развитие коммуникативной компетентности – это главный показатель развитие личностных качеств дошкольника. Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность умений, определяющих желание воспитанника вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение; умение общаться при помощи невербальных средств (мимики, жестов); проявлять доброжелательность к партёрам по общению; умение общаться для планирования совместных действий (1, с.3).
В настоящее время очень остро стоит проблема развития коммуникативных умений у детей, так как насколько легко будет уметь общаться ребёнок с окружающими его людьми зависит темп его развития, его самоощущения, отношение к другим людям (2, с.20).
Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
В процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней
между детьми складываются отношения сотрудничества, стремление к общению со сверстниками, что способствует развитию коммуникативных умений (3, с. 29).
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений средствами театрализованной деятельности.
Предмет исследования: виды, формы организации театрализованной деятельности, обеспечивающие развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:
- будет создана предметно-развивающая среда, побуждающая формированию у дошкольников коммуникативных умений
- различные виды театрализованной деятельности будут планироваться регулярно и систематически
- будут учитываться индивидуальные особенности детей, обладающих разным уровнем коммуникативных умений
- будет организовано взаимодействие с семьей по проблеме организации театрализованной деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Необходимое условие успешной работы с детьми – это создание игровой среды для театрализованной деятельности, поэтому был оборудован театральный уголок для различных игровых позиций. Разработано тематическое планирование, которое включает в себя 6 основных блоков: основы театральной культуры; основы актёрского мастерства, основы кукольного театра; основные принципы драматизации; игры-спектакли; театрализованные представления. (4, с.5). Приёмы педагогического руководства театрализованными играми мы использовали рекомендации М.Д. Маханёвой. (5, с.11). На первом этапе знакомили детей с текстом произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекала их в несложный анализ содержания, что помогало детей подводить к осознанию мотивов, поступков персонажей.
На втором этапе целью являлось развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствовали этюды упражнения, игры.
В процессе разучивания ролей маленькие «артисты» проигрывали сказку, используя теневой, кукольный, пальчиковый или настольный театр. На заключительном этапе театральное представление: постановка спектаклей, кукольных театров для родителей, для педагогов, а частыми нашими зрителями являются воспитание младших групп.
В основу реализации данной работы был положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Непринужденная форма общения через театрализованную деятельность оказалась наиболее результативной, в общении дети стали раскрепощенее, увереннее, не бояться ошибок, свободно высказываются.
В своей работе мы планировали мероприятия с родителями, привлекая к организации развивающего общения в семье, через различные виды совместной деятельности с детьми.
Определились качественные изменения в развитие коммуникативных умений у воспитанников. На сегодняшний день интерес детей к театральному творчеству значительно повысился. Об этом можно судить по тому, как воспитанники с удовольствием разыгрывают знакомые произведения с помощью разных видов театра, в которых присутствуют ролевые диалоги, используют в передаче образа выразительные средства.
Проделанный анализ позволил мне сделать вывод, что в процессе организации театрализованной деятельности и подготовке к ней — между воспитанниками складывались отношения сотрудничества, они стремились к общению со сверстниками, дети по-настоящему чувствовали себя равными, свободными, раскованными, что способствовала развитию коммуникативных умений.
Библиографический список
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — Издательство: Книголюб, 2006 – 36 с.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
- Артемьева Л.В. Театрализованные игры для школьников. – М.: 1991. – 302 с.
- Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. — Издательство: Абакан, 2004 -184 с.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003-128 с.
|