Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Суббота Ирина Юрьевна – воспитатель I категории Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Снежинка» в г. Нерюнгри
В настоящее время современный мир развивается с неумолимой прогрессией. Предъявляемые требования неустанно растут не только к взрослым, но и к детям. Все чаще мы стали стакиваться с нарушениями в сфере общения, а так же недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Всем известно, что «лучшие друзья» детей – это компьютер, телевизор, телефон. Дети стали очень мало проводить время не только с взрослыми, но и друг с другом. Мы стали забывать, что простое человеческое общение обогащает жизнь детей, привносит яркие краски в сферу их ощущений. Нельзя забывать, что общение является основным условием развития ребенка, важным фактором формирования личности.
К сожалению, наблюдая за общением детей в ДОУ, становится очевидным их неумение общаться друг с другом – уход от контактов со сверстниками. Дети часто вступают в конфликты между собой из-за неумения или нежелания уступить. Старшему дошкольнику зачастую трудно «влезть в шкуру» другого, чтобы почувствовать, что тот испытывает. В итоге, ребенок, который не общается со сверстниками и не принимается ими, чувствует себя уязвленно, становится замкнутым, что может привести к снижению самооценки, повышению агрессивности в поведении. Такое отчужденное поведение вызывает тревогу, так как оно не только затрудняет общение ребенка со сверстниками, но и может привести к образованию других проблем. Как известно, одним из главных критериев, по которому ребенка принимают в школу, является коммуникативная готовность. Но как соответствовать данным требованиям, если в дошкольном возрасте мало уделяется времени развитию этой сферы. Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и, конечно, пример старших. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для овладения коммуникативными навыками. В этом возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии, круг его общения расширяется. Для ребенка открывается мир его сверстников. И поэтому, раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Она имеет большое значение для социально-личностного развития ребенка. Но как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. Следовательно, у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. Поэтому перед педагогами стоит задача — воспитание разносторонне развитой и коммуникативно-компетентной личности. Ведь наличие коммуникативных действий обеспечивает: возможность сотрудничества, умение слышать, слушать, понимать партнера, планировать совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга, поддерживать руг друга.
Список литературы
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК., 1997. — 104 с.
- Клюева Н. В. Общение: Дети 5-12 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. — Ярославль: Акад. развитие, 2001. -148 с.
- Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. — М., Гардарики, -2000. — 56 с.
- Сластенин В. А. Педагогика — М., 2002. -79 с.
|