Смирнова Светлана Борисовна Воспитатель ГБДОУ детский сад №19 Красносельского района Санкт-Петербурга
Китайская мудрость гласит: «делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого». В данном случае ее можно понимать в таком контексте: чем раньше мы научим ребенка бать в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.
Общение само является культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку человеческое бытие представляет «глубочайшее общение». Мы не можем представить развитие человека, существование индивида как личности, вне процесса общения с другими людьми. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Проблема коммуникативных навыков находится в центре внимания в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Коммуникация – это процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Общество всегда испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, умеющих решать любые жизненные проблемы, а также излагать свои мысли. Поэтому сейчас необходимо специальное внимание педагогов к организации общения детей, так как жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные навыки.
В последнее время педагоги отмечают, что современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать друг другом. Не всегда могут найти подход к партнеру по общению, поддерживать интересный разговор, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности. У детей появляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность.
Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Среди проблем наиболее часто отмечают такие, как агрессивность, неспособность к сочувствию, отсутствие взаимопомощи, нетерпимость к чужому мнению – все это приводит к конфликтам и разрыву отношений. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, в детском коллективе. А ведь от умения общаться, поддерживать дружеские взаимоотношения, сотрудничать с другими людьми зависит психическое здоровье человека. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.
- — сотрудничать;
- — слушать и слышать;
- — воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- — говорить самому.
Входя в детский коллектив, ребенок уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, моральных ценностей, которые сложились у него с помощью влияния взрослых. Все эти знания и умения ребенок переносит в игровую деятельность на общение со сверстниками. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения. Приспосабливает эти нормы и правила к конкретным ситуациям. В игре постоянно возникают ситуации, которые требуют согласования действий между сверстниками, проявление доброжелательности в отношениях с партнером по игре, умения отказываться от своих желаний ради общей цели. Поэтому необходимо формировать у детей коммуникативные навыки, чтобы дети могли сами разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. Игра является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются такие морально — нравственные качества, как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь и др. А также игра является действенным средством формирования у дошкольников навыков общения и имеет огромное значение для психического и личностного развития ребенка.
Опираясь на выше сказанное, я предлагаю цикл игр, который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цикл игр состоит из следующих блоков:
Игры, направленные на сплочение группы
«Я дарю тебе улыбку»
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу
Дети по кругу передают друг другу свою улыбку.
«Заколдованный ребёнок»
Цель: способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом
Ребёнка «заколдовали», и он не может смеяться. Играющие пытаются развеселить ребёнка, но только не словами, а движениями.
«Подарок»
Цель: способствовать формированию дружеских отношений.
Дети по кругу передают воображаемый подарок (хлопок по ладошке) кому-либо например, для Саши, получивший подарок должен поблагодарить отправителя.
«Листик»
Цель: познакомиться, узнать лучше друг друга.
«Листик, листик ты лети
Мне про друга расскажи»
Дети передают листочек друг другу и отвечают на вопросы педагога. (Любимое время года, животное, блюдо, как бы тебе хотелось, чтобы тебя называли ласково и т.д.)
Игры, направленные на умение владеть своими эмоциями
«Забавные человечки»
Цель: учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями.
Дети определяют по картинкам настроение сказочного героя и показывают его с помощью мимики, соотносят с пиктограммой.
«Зеркало»
Цель: учить договариваться, работать в парах, устанавливать психологический контакт
Дети разбиваются на пары, один придумывает движения, задача другого — в точности повторить, быть его «зеркальным отражением».
«Загадочные планеты»
Цель: создание положительного эмоционального фона.
«Мы в ракету смело сели (присесть)
В космос дружно полетели (встать поднять руки вверх)
В невесомости парим (покружиться)
Посадили мы ракету (присесть)
На загадочную планету… (педагог называет какую, а дети показывают мимикой жителей этой планеты)
Например: Смешилкину, Страшилкину, Сердилкину, Боялкину, Грустилкину и т.д.
Игры, направленные на снижение агрессивности
«Мы друзья»
Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, помочь ребенку раскрепоститься, преодолеть замкнутость.
Дети стоят в кругу парами лицом друг к другу и произносят слова:
«Здравствуй друг (здороваются за руку)
Как ты тут? (дотрагиваются до плеч партнера)
Мы с тобой два друга (показывают пальцем на себя и на партнера)
Любим мы друг друга (обнимаются). Затем игроки переходят по кругу к следующему игроку.
«Ругаемся овощами»
Цель: учить детей управлять своими эмоциями
Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а …овощами: «Ты — редиска», «А ты — тыква» и т.д. Позвольте детям поругать и вас.
«Цветок доброты»
Цель: ослабление негативных эмоций, снятие агрессивности
Дети, передавая друг другу цветок по кругу, желают всем присутствующим всего самого доброго, хорошего.
«Дотронься»
Цель: помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера
Ведущий составляет загадки о каждом ребёнке, по описанию дети отгадывают о ком идёт речь, и легко дотрагиваются до ребёнка.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию коммуникативных навыков у детей, а это помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Игры помогают формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.
|