Доклад на тему: «Культурно — досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Захарова Валерия Александровна. Школа №1246 корпус 1957
В настоящее время дети с задержкой психического развития составляют 1/4 часть популяции. Полноценное развитие таких детей возможно только при активном изучении и решении их проблем в образование, воспитание и развитие.
И именно эти потребности жизни общества диктуют необходимость орагнизации широкой сети образовательных учреждений для детей, отстающих в развитии, в которых бы детям оказывали медицинскую, психологическую, корреционно -педагогическую помощь. Помимо перечисленного мы также эффективным считаем методом реабилитации детей с нарушением развития культурно — досуговые мероприятия.
Скачать конспект
Досуг предназначается для снятия накопившегося напряжения в процессе образовательно-развивающих занятий, восстановления и восполнения израсходованных психофизических сил, приобретения нового социального опыта, включение в социальные отношения, формирования творческого потенциала.
Культурно — досуговая деятельность занимает важную роль в процессе становления личности, смысл которой в осознании ребенком своих способностей к установлению коммуникативных связей и отношений со сверстниками.
Дети с ЗПР проявляют меньший интерес к процессу познания. У некоторых детей это процесс отсутствует вообще, а у некоторых не развит так, как у сверстников с нормальным интеллектом.
Одна из ведущих форм в реализации социальной сути каждого ребенка и психологическая база для объединения группы это межличностные отношения детей в малой группе.
Выделяют два основных вида межличностных отношений.
Первый –формальные. Создание ролевых отношений на основе распределения социальных ролей при совместной деятельности детей в группе.
Второй – неформальные. Эмоционально – личностные отношения детей в группе.
Досуговая деятельность занимает большую роль в становлении правильного понимания важнейших человеческих потребностей в жизни человека. В процессе досуговой деятельности ребенку намного легче формировать правильное по социальным меркам отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть с помощью досуговой деятельности.
Посредством различных методов досуговой деятельности можно достичь высоких результатов в улучшении психического и физического состояния ребенка. Мы рассмотрим самые распространенные методы досуговой деятельности, используемые в образовательных коррекционных учреждениях с детьми с ЗПР.
- Метод иллюстрирования.
- Метод театрализации.
- Метод игры.
В программе для детей с ЗПР главные задачи – это обучение, воспитание детей, а также устранение их дефекта. В эту программу входит продолжение полного развития и воспитания детей, укрепление их здоровья, улучшения физического развития. Также развитие познавательных процессов, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, развитие интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе. Развитие способностей к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.
При изучении особенностей развития и воспитания детей с ЗПР нами была разработана комплексная программа культурно – досуговых занятий. направленную на развитие памяти, мышления, речи, воображения, межличностных отношений между детьми с ЗПР и т.д.
Рассмотрим подробно предложенные нами методы решения проблемы.
№ Проблема Методы решения
11. Игровая деятельность Досуговые мероприятия с участием детей в ролевых образах с использованием костюмов, инструментов и т.д. игры на разную тематику (подвижные, тактильные, сюжетные и т.д.)
22. Моторика. Лепка из пластилина, аппликация, пальчиковая гимнастика, рисование, писание.
33. Физические упражнения. Ритмика. Танцы. Физкультминутки. Упражнения с предметами (обруч, мяч, палка, ленты)
44. Память Пение, чтение книг и их пересказ, участие в досуговых мероприятиях, игры на память, танцы.
55. Внимание. Игры на внимание.
66. Речь. Скороговорки, пение, дыхательная гимнастика.
77. Коммуникативная деятельность Игры на разную тематику, в основном сюжетно-ролевые, простые, участие в досуговых мероприятиях.
88. Воображение Рассказ по одной сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, сюжетно-ролевая игра.
99. Творчество Участие в досуговых мероприятиях, развитие творчества посредством сказки, игры, лепка из пластилина, рисование, аппликация.
Известно, что задержка психического развития не прогрессирует, если с ребенком с данным диагнозом правильно заниматься. Дети с ЗПР догоняют по развитию своих сверстников, а иногда и перегоняют их. Так же немаловажным является сфера межличностных отношений между детьми.
|