Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Пчелка» города Балашова Саратовской области»
Учитель-дефектолог: Юшкова О.В. Воспитатель: Балакирева Н.А. 2016-2017 учебный год
Цели: создать условия для формирования у детей представлений о насекомых, об их вреде и пользе для природы и человека.
Задачи:
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Развивать артикуляционную моторику (подвижность губ, языка, нижней челюсти); физиологическое дыхание, чувство темпа; слуховое внимание, фонематический слух; тактильную чувствительность; пальчиковую и общую моторику и координацию движений.
- Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений).
- Коррекционно-образовательные:
- Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение.
- Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых.
- Закреплять употребление существительных в родительном падеже.
- Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, муравей, пчела, стрекоза, голова, брюшко, лапки, усики, крылья).
- Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Учить отвечать на вопросы полным ответом.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к окружающей живой среде, интерес к жизнедеятельности насекомых.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Здоровьесберегающие:
Динамическая физминутка, упражнение для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, теневой театр, план – схема, предметные картинки, карточки с загадками, карточки с цифрами, бабочки и их «тень», картина полянки.
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.
Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход НОД:
Организационный момент.
Дефектолог: — Ребята, какое у вас настроение?
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Побежит тепло по кругу – мы добро подарим другу. (передают друг другу улыбку)
Основная часть.
1. Д. – Ребята, какое сейчас время года? (весна)
Расскажите про весну. Что происходит весной в природе? (выросла трава, появились первые цветы, солнце греет сильнее, прилетели перелетные птицы)
- Давайте посмотрим в наше волшебное окно, кого мы там увидим?
(теневой театр- угадывают по силуэту: бабочку, стрекозу, муравья, пчелу, комара, жука, кузнечика, муху)
- Как назвать одним словом всех, кого мы увидели? (насекомые)
- А вы знаете, для чего нужны насекомые? (они опыляют растения, разносят семена, служат кормом для птиц, пчелы делают мед)
- Хотите узнать больше о насекомых? (да) Для этого нам нужно отправиться на прогулку в лес и выполнить все задания. А чтобы не заблудиться в лесу, у нас есть вот такая карта-схема.
(схема с цифрами. По группе расставлены таблички с цифрами и заданиями.)
- Отправляемся. Будьте внимательны, кругом лес, тропинка узкая и нужно идти друг за другом, чтобы не потеряться.
2. Д.- Вот и первая полянка. (читает задание на карточке) Нужно найти всех насекомых. (предметные картинки птиц, зверей и насекомых- насекомых прикрепляем на магнитную доску)
- Давайте повторим названия этих насекомых. (дефектолог показывает, дети хором называют)
- По каким признакам можно определить, что это насекомые? Что у них общего? (у них есть голова, брюшко, шесть ног, крылья) Молодцы.
3. –Идем на следующую полянку. Какая там цифра? (2) Задание: ждите гостей. (заходит Лунтик)
Лунтик- Ребята, мне нужна ваша помощь. Весна давно пришла, а мои друзья-насекомые до сих пор не проснулись. Мне так грустно и одиноко. Я нашел домики, где они спят, но открыть их не получается. Здесь еще есть письмо от Снежной Королевы. Это она заколдовала моих друзей.
(читает) Чтобы колдовство исчезло, нужно отгадать загадки и правильно открыть домики. Поможете мне, ребята? (да)
Дети отгадывают загадки и открывают домики с частью изображения насекомого.
Называют, кого нашли: — Я нашел бабочкУ, стрекозУ…
1) Маленький вертолет летит назад и вперед.
У нее большие глаза. А зовут ее … (стрекоза)
2) Прыгает пружинка, зелененькая спинка.
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)
3) Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск и мед
Людям всем она мила, а зовут ее … (пчела)
4) Она легка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок. (бабочка)
5) Всех жучков она милей, спинка алая на ней.
А на ней кружочки-черненькие точки. (божья коровка)
Лунтик- Вот спасибо, ребята, что освободили моих друзей. До свидания, мы уходим в свою сказку.
Д.- Молодцы, ребята. Хорошо, что вы помогли Лунтику. Теперь ему не будет одиноко и скучно. Отправляемся дальше? Какая следующая цифра? (3)
4. Д.- А сейчас поиграем в игру «Найди по звуку». Слушаем звук и показываем, кто его издает. (аудиозапись со звуками насекомых, показываем на доске).
-Какой звук издает жук? (жужжит), комар (пищит, звенит), кузнечик (стрекочет).
- Молодцы. Справились с заданием. Идем дальше.
5. Физкультминутка. (цифра 4)
Д.- Здесь есть две карточки – пчела и комар. Будьте внимательны, когда я подниму карточку с пчелой – вы превращаетесь в пчелок – летайте и жужжите, а когда подниму карточку с комаром – звените, как комарики. ЖЖЖ – язык вверх, ЗЗЗ – язык вниз. (3-4 раза)
6. Д.- Следующая полянка с цифрой 5. Читаем задание: Посчитайте насекомых и найдите нужную цифру.
Картинка с насекомыми. Вызывается по одному ребенку. Один считает бабочек, другой жуков, третий стрекоз. Находят соответствующую цифру и проговаривают – согласование числительных и существительных.
7. Д. –Вот и последняя полянка. Какая здесь цифра? (6) Задание: Помогите бабочкам найти свою тень. (Каждому ребенку достается бабочка и по — очереди они накладывают их на свои «тени»)
- Мы выполнили все задания и можем отправляться обратно в садик. Идем друг за другом и считаем в обратном порядке- 6,5,4, 3, 2, 1.
Д. – Мы вернулись из путешествия, здравствуйте Н.А.
8. Д.- Ребята много узнали о насекомых и вам сейчас расскажут. Задание: Закончи предложение.
Я начну, а вы кончайте. Слова верно подбирайте.
Жук большой, а комар… (маленький)
Гусеница ползает, а бабочка… (летает)
Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)
Божья коровка красная, а кузнечик… (зеленый)
У птиц две лапки, а у насекомых… (шесть)
Пчелы из нектара делают… (мед)
- Молодцы, все правильно.
Воспитатель: — А я приготовила для вас вот такую картину. Что на ней изображено? (небо, облака, цветы, бабочка)
- Сколько бабочек на картине? (одна)
- Как вы думаете, ей весело или скучно? (скучно, потому что нет друзей)
- Давайте пустим на полянку других насекомых, чтобы бабочка не скучала.
Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Проводится пальчиковая игра «Пчела»:
Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза. (Делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол).
(наклеивают насекомых)
- Молодцы. Какая у нас получилась полянка? (красивая, радостная)
Итог НОД.
Воспитатель. — Ребята, расскажите, где вы были, что делали, кого видели?
Дети рассказывают с опорой на карточки с символами каждого задания. (показывает и помогает дефектолог)
В.- Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Можно их трогать? (нет) Почему нельзя их обижать? (они живые, приносят пользу)
А каких вы знаете вредных насекомых (комар, муха – они разносят грязь и болезни, кусают животных и людей)
Что произойдет с природой, если исчезнут все насекомые? (исчезнут и растения и птицы)
Какой вывод можно сделать? (нужно беречь природу и не обижать насекомых)
|