Зотеева Елена Юрьевна. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме «Насекомые»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме «Насекомые»

Зотеева Елена Юрьевна МБДОУ «Детский сад № 407»

Цель: знакомство с разными видами насекомых.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять пассивный и активный словарь по лексической теме «Насекомые»
  • Совершенствовать навык образования имени существительных во множественном числе
  • Учить согласовывать имена существительные с именами числительными
  • Учить образовывать имена существительные в форме Р.п.
  • Закреплять умения образовывать существительные в И. п, мн. ч.
  • Закреплять употребления предложно-падежных конструкций с предлогом: на.
  • Развивать связанную монологическую речь

Скачать конспект

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления
  • Развитие зрительного и слухового внимания
  • Развитие долговременной память
  • Развитие мыслительных операций (синтез, анализ)
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
  • Развитие связной речи.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Найди гостя». (Создание эмоционального положительного фона. Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия.)

Логопед приглашает детей в кабинет, где на столе на букете из цветов закреплены игрушки-насекомые на «липучках».

Логопед: Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.

Дети: Это насекомые.

Логопед: Верно. Сегодня мы ведем разговор о насекомых. Пользе или вреде насекомых для людей и растений. А сейчас выберите по одному насекомому вспомните их названия и определите первый звук в словах.

1-й ребенок. Жук. Первый звук [ж].

2-й ребенок. Бабочка. Слово начинается со звука [б].

3-й ребенок. Комар. Первый звук [к].

4-й ребенок. Пчела. Слово начинается со звука [п].

5-й ребенок. Кузнечик. Первый звук [к].

Логопед: Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

2. Погода

В какое время года мы чаще всего видим насекомых?

Какое сейчас время года?

Какая погода сегодня?

Есть ли сегодня ветер? Какой он?

Есть ли сегодня осадки? Какие они?

3. Объяснение нового материала.

Расскажу вам секрет, насекомые маленького размера и прячутся в растениях. Давайте подружимся с ними. Чтобы с ними подружиться, надо в мошек превратиться.

Давайте скажем такие слова: «Эй, лесочек, раз, два, три – в крошек всех нас преврати!». Мы стали маленькими и можем увидеть насекомых близко.

Узнаем строение тела насекомых. Тело насекомых состоит из трех отделов головы, груди и брюшка. На груди располагаются три пары ног и две пары крыльев.

На голове расположены глаза, два длинных усика и рот.

Брюшко –основная часть насекомого.

Крылья- поднимают насекомое в небо.

Ножки-средства передвижения.

Логопед: Давайте с вами выясним, насекомые приносят вред или пользу?

Чем полезны насекомые?

Насекомые полезны тем, что перелетая с цветка на цветок, бабочки и пчелы собирают нектар и опыляют растения. Пчёлы дают не только мёд, но и такие продукты, как: цветочная пыльца, пчелиный яд, воск, прополис, маточное молочко (все это используется в медицине) и «пчелиный хлеб» — пергу.

Кузнечики питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Да, да, кузнечики — хищники! Они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой или личинкой. Насекомые являются кормом для птиц и некоторых животных.

Чем насекомые вредны?

Насекомые вредны, потому что они комары разносят опасные болезни. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу и сосет кровь.

Летом бабочка откладывает яички. Через некоторое время из яичек появляются личинки — гусеницы. Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями.

Логопед: Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!

4. Закрепление нового материала.

Логопед: Давайте подойдём поближе к полянке и подробнее рассмотрим каждое насекомое. Для этого необходим план, по которому вы будете составлять рассказ.

  • Кто это?
  • Из каких частей состоит?
  • Как передвигается?
  • Какую пользу или вред приносит людям?
  • Где живет (в лесу, на лугах, возле водоемов, рядом с человеком, на пасеке, в огороде)
  • Какой размер (большой маленький), цвет.
  • Чем питается?

Логопед: Подробнее рассмотрим каждое насекомое. Для этого необходим план, по которому вы будете составлять рассказ. Каждый из вас прикрепит к полянке то насекомое, которое каждый из вас выбрал в самом начале занятия и по схеме составит рассказ.

План рассказа о насекомом

  1. Как называется насекомое?
  2. Какие части тела есть у насекомого?
  3. Какую пользу или вред приносит людям и растениям?
  4. Почему оно вам нравится или не нравиться?

1-й ребенок. Это пчела. Пчела мне нравится, потому что она опыляет растения и производит мед. Живут пчелы в ульях на пасеках. Дикие пчелы строят свое жилище в дуплах деревьев в лесу. У пчелы полосатое мохнатое тело, овальная голова с большими глазами и маленькими усиками, две пары прозрачных крылышек, шесть мохнатых лапок. (И т. п.)

5. Динамическая пауза.

Прилетела к нам вчера, Руки в стороны, на носочках бегут по кругу

Полосатая пчела

А за ней шмель – шмелёк, Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, выполняют присядку

И весёлый мотылёк Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, кружатся на месте

Два жука и стрекоза Один хлопок – влево, один вправо

Как фонарики глаза Соединить в кольцо, указательные и большие пальцы и прижать к глазам

Полетали, пожужжали Машут руками и кружатся на месте

От усталости упали Приседают и руками закрывают голову

6. Закрепление нового материала.

Логопед. Ураганный ветер сдул всех наших насекомых. Помогите их собрать их так, чтобы пчела сидела на одном цветке с другими пчелами (бабочки, комары, кузнечики).

Логопед подходит к каждому цветку и говорит:

У меня пчела, а у тебя … (пчелы)

У меня комар, а у тебя… (комары)

У меня бабочка, а у тебя… (бабочки)

У меня кузнечик, а у тебя… (кузнечики)

Упражнение «Один – много» (употребление существительных в родительном падеже мн. числа.)

1 бабочка — много бабочек.

1 комар — много комаров.

1 пчела – много пчел.

1 кузнечик – много кузнечиков.

Дети становятся в круг.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».

Логопед читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых:

-машут руками как крылышками (летает насекомое)

-перебирают пальчиками (ползает насекомое)

- прыгают (прыгает насекомое).

Гусеница ползает, а червяк… (ползает).

Кузнечик прыгает, а муравей… (ползает).

Бабочка порхает, а комар… (летает).

Муравей ползает, а бабочка... (порхает).

Комар летает, а кузнечик… (прыгает).

Шмель летает, а бабочка... (порхает).

Кузнечик прыгает, а стрекоза… (летает).

Божья коровка летает, а клоп... (ползает).

Паук ползает, а оса... (летает).

Игра с мячом «Закончи предложение». (Развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами «потому что»)

Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.

- Бабочка красивая... (1-йребенок.... потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, потому что у нее расписные крылышки.)

- Пчела мне нравится... (2-й ребенок.... потому что она производит мед. Пчела мне нравится, потому что она производит мед.)

- Мне не нравится комар... (2-й ребенок.... потому что он кусается. Мне не нравится комар, потому что он кусается.)

- Мне нравится кузнечик... (4-й ребенок.... потому что он высоко прыгает. Мне нра-вится кузнечик, потому что он высоко прыгает.)

Упражнение «Игра в слова». Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее: бабочке (комару, пчеле, кузнечику). Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, разносчик болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищник, защитная окраска, отпугивающая окраска...

Домашнее задание.

Дома Вам надо будет нарисовать:

1-й ребенок. Бабочку.

2-й ребенок. Комара.

3-й ребенок. Пчелу.

4-й ребенок. Кузнечика.

Вы должны вспомнить песни и сказки в которых присутствуют эти насекомые. И составить рассказ по схеме.

Заключительная часть. Итог.

- О ком мы сегодня много узнали? Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? Какое насекомое прыгает?

-Мне было приятно с вами работать. Спасибо.

- Чтобы вы поближе познакомились с насекомыми, рассмотрели их, я оставлю в коррекционном уголке картинки с изображением насекомых, книгу о необычных насекомых и раскраски, чтобы вы могли раскрасить наиболее понравившихся вам насекомых.

Просмотров: 738
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Филатова Ирина Григорьевна. Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения «Они живут рядом с нами. (Насекомые)».
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сорока Светлана Николаевна. Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Рыжкова Ю.В.. Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе ТЕМА: «Летает – не летает»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Светлана Васильевна БАРТАШУК. Кто такие насекомые?
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Вера Драганчук. Конспект занятия по теме 'Насекомые'
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Мартиросян Наира Шуриковна. Коллективный проект в старшей группе по теме: «Зачем нужны насекомые в природе?»
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Пронина Ирина Александровна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Насекомые»
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь