Логопедия
Автор: Сорока Светлана Николаевна
Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные.
Уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных прилагательных).
Скачать конспект
2. Коррекционно-развивающие. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
- Демонстрационный материал (картинки с изображением насекомых в среде их обитания, картинки по теме пересказа:)
- Раздаточный материал (картинки с изображением насекомых в конвертах по количеству детей);
- Магнитная доска, комплект магнитов, мяч
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о…, а, впрочем, отгадайте сами!
У детей на столе лежат карточки с изображениями насекомых. Логопед читает загадки, если дети отгадали, то поднимают соответствующую карточку и называют отгадку.
Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, похлопочет над цветком – Он поделится медком.
(Пчела)
Мы – лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
(Муравьи)
Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке?
(Божья коровка)
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит.
(Комар)
Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
2. Основной этап.
Логопед: Ребята, вы отгадали много загадок, а как всех, кого вы назвали, можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые
Логопед: Да, ребята, вы правы! А каких насекомых вы еще знаете? Вспомните и назовите. Я вам немного помогу (показать картинки жука, комара, мухи, богомола, шмеля, стрекозы, таракана).
Логопед: Да, насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые насекомые приносят пользу, другие вред. Какие насекомые приносят пользу? В чём состоит эта польза? (показать картинки)
Дети: Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Логопед: Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?
Дети: Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах). Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Логопед: Где живут насекомые?
Дети: Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.
Логопед: Давайте теперь рассмотрим строение насекомых:
Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка. На голове пара сложных глаз и пара усиков. На груди три пары ног (всего их 6) и у большинства насекомых крылья.
Физкультурная минутка:
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам) Приходили муравьи И травинку принесли.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками) От усталости упали. (Роняют ладони на колени)
Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра с мячом «Назови ласково».
(Логопед бросает мяч ребенку, называя насекомое, ребёнок возвращает мяч обратно, называя насекомое ласково)
Комар – комарик Пчела – пчёлка Жук – жучок Таракан – тараканчик
Муравей – муравьишка Шмель – шмелёк Стрекоза – стрекозка Муха — мушка Гусеница — гусеничка
Игра «Чьи лапки, чья голова?»
(На столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Дети по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание)
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
Игра «Подбери словечко»
(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-признаки)
Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая… Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный… Кузнечик — … Пчела — …
Комар — … Божья коровка — … Стрекоза — …
Игра «Кто и что делает?»
(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-действия)
Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар… Кузнечик – прыгает, стрекочет… Гусеница — … Муха — …
Божья коровка — … Комар — …
Физкультурная минутка:
«Кузнечик» (стихотворные строки сочетаются с соответствующими движениями)
Поднимайте плечики раз-два, раз-два Прыгайте кузнечики Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали Тишину послушали Тише, тише, высоко Прыгай на носках легко.
Обучение пересказу на материале текста «Как бабочки от врагов прячутся»
Как бабочки от врагов прячутся.
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Жёлтая – на одуванчик, а зелёная спряталась в траве. Летала птица, летала, но не увидела бабочек и улетела.
Вопросы.
- Как называется рассказ?
- Какое было время года?
- Как светило солнышко?
- Где росли цветы?
- Над чем летали бабочки?
- Какого цвета были бабочки?
- Какая птица прилетела?
- Кого увидела птица и что захотела сделать?
- Что сделали бабочки?
- На какой цветок села каждая из бабочек?
- Чем всё закончилось?
- Какими оказались бабочки? (умными, смышлёными, сообразительными)
Пересказ текста «Как бабочки от врагов прячутся» с опорой на серию сюжетных картин.
3. Итоговый этап занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие и в конце давайте обсудим
«Что такое хорошо, а что такое плохо?»
(Логопед бросает мяч, ребёнок ловит его ловит и составляет предложение)
Логопед: Насекомые – это хорошо, потому что…Ответы детей: …
Логопед: Насекомые – это плохо, потому что… Ответы детей: …
|