Коршунова Ольга Александровна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»

Автор: учитель – логопед Коршунова Ольга Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Чебурашка»

Оборудование:

  • серия демонстрационных сюжетных картин в виде экранов телевизора;
  • опорные картинки (варианты кормушек для птиц, гроздья рябины);
  • блюдца с кормом для птиц: подсолнечное семя, зёрнышки, перемешанные с камушками, кусок хлеба; медальки с зимующими птицами в качестве вознаграждения.

Задачи:

  • Учить выделять основную идею сюжетов, определять причинно- следственные связи между серией картин, логично и лексически точно излагать последовательность событий;
  • Обучать составлению сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
  • Обогащать словарный запас словами – признаками, уточнять значение слов – синонимов и антонимов, активизировать словарную лексику приставочными глаголами;
  • Воспитывать чувство любви, сопереживания к живым существам и умения передавать эмоциональное состояние с помощью интонации и мимики.

Ход образовательной деятельности:

1. Оргмомент. Психогимнастика.

Дети лежат на ковре, имитируя сон.

Логопед просит: Дети выполняют действия и отвечают:

Просыпайтесь. Просыпаюсь.
Поднимайтесь. Поднимаюсь.
Умывайтесь. Умываюсь.
Обливайтесь. Обливаюсь.

Вытирайтесь. Вытираюсь.
Улыбайтесь. Улыбаюсь.
Удивляйтесь. Удивляюсь.
И в садик с удовольствием отправляюсь.

Логопед: Что вы сейчас выполняли и называли?

Дети: Разные действия.

Логопед: А теперь выполните действия в том порядке, в котором я попрошу:

- Встаньте за стульями (на ушко говорю каждому ребёнку, кто за которым по порядку стульчиком встаёт- вразброс).

- Почему вы сделали такой выбор?

Дети: Потому что мы всегда начинаем с левой стороны.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт зимующую птицу.

2. Объявление темы.

Логопед: Мы с вами знаем, что начало и конец есть у любого предмета, расположенного в длину, например у линейки, у полоски …

Дети дополняют: у поезда, у дороги, у рядочка, у ленточки…

Логопед: А также у любого рассказа и любой истории, надо только суметь в этом разобраться.

Сегодня мы с вами представим, что оказались перед экраном телевизора и попробуем составить и рассказать одну очень любопытную историю, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

И так включаем телевизор.

3. Работа над серией сюжетных картин.

На демонстрационной доске представлены три картины, расположенные

вертикально не по порядку.

Начинаем выстраивать последовательность событий.

Работа с верхней картиной. Беседа по вопросам.

Логопед: Кого вы видите на этой картине?

Дети предлагают варианты (ребят, детей, учеников, мальчиков и девочек, ребятишек, школьников и т. д.)

Логопед: На этой картине зима или осень?

Дети: На этой картине зима.

Логопед: Дело было в дремучем лесу или в городском парке?

Дети: Дело было в городском парке.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: Я вижу дома, скамейку, деревьев мало.

Логопед: Что готовят ребята?

Дети: Ребята готовят кормушку.

Логопед: Для кого эта кормушка? (ответьте целым предложением)

Дети: Ребята готовят кормушку для птиц.

Логопед: Когда птицам бывает тяжелее: в начале зимы или в конце?

Конечно в конце (дети объясняют выбор).

«О чём щебечут птички
В последний день зимы
- Мы выжили, мы выжили
Мы живы, живы».

Логопед: Если девчонки и мальчишки заботятся о бедных птичках, значит им этих птиц очень… (жалко).

4. Работа над интонационной выразительностью и распространением фразы:

Логопед: Давайте попробуем выразить чувство жалости, играя голоском, разворачивая предложение:

Жалко
Очень жалко
Стало очень жалко
Ребятам стало очень жалко

Ребятам стало очень жалко птичек
Ребятам стало очень жалко бедных птичек

Логопед: и они решили приготовить … (кормушку).

- А вот чем можно помочь зимой птицам рассмотрим на примере наших героев. Начинать перечисления будем со слова «можно»:

* Можно расчистить кормушку;
* ******* покрошить хлебные крошки;
* ******* насыпать крупу, семена;
* ******* подвесить кусочки сала;
* ******* принести гроздья рябины.

5. Пересказ по верхней картинке.

Даже по одной картине мы можем придумать примерно вот такую историю.

Запоминайте её и готовьтесь пересказать.

Ребятам было очень жалко птичек, они решили приготовить кормушку. Смели снег, насыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины.

Прошу пересказать двоих- троих детей.

6. Динамическая пауза.

На столе стоят ёмкости с кусками хлеба, которые нужно накрошить; семечки с камушками, которые нужно рассортировать; пшенная крупа, которую нужно щепотками разложить по трём тарелочкам в равных пропорциях, стараясь не просыпать; ветки, на которые нужно навесить гроздья рябины.

Дети встают парами и выполняют необходимые действия, комментируя их развёрнутыми предложениями. Например:

- Я беру кусок чёрного хлеба и крошу его мелкими крошками, чтобы птицам легче было клевать.

Работа со второй картиной.

Логопед: События происходят в том же самом парке или в другом месте?

Почему вы так решили?

Дети: Те же самые деревья, дома, та же самая скамейка и кормушка.

Логопед: Кто слетелся к кормушке?

Дети: К кормушке слетелись птицы.

Логопед: Каких зимующих птиц вы узнали?

Дети: снегирей, воробьёв, синичек. (Обращаем внимание на проговаривание окончаний существительных).

Логопед: А это крупные птицы или мелкие?

Дети: Мелкие, маленькие.

Логопед: Как по другому называют маленьких птичек?

Дети: птахи, пташки, пичужки.

Логопед: Была ли готова кормушка к их прилёту?

Дети: Нет, на ней лежал снег.

Работа с третьей картиной.

Логопед: Вы узнаёте это место? Что это?

Дети: Это городской парк.

Логопед: Что здесь изменилось по сравнению с верхней картиной?

Дети: Кормушка расчищена и наполнена кормом.

Логопед: Вы узнали наших героев? Почему они притаились?

Дети: Они спрятались, чтобы не спугнуть птиц.

Логопед: Как вы думаете, довольны ребята своим поступком?

Дети: Конечно, они сделали полезное дело.

7. Пальчиковая игра.

8. Ориентировка во временных взаимоотношениях.

Логопед: Что было раньше:

  • кормушка в снегу, или

дети готовят кормушку. (ответ детей)

Что было позже:

  • ребята готовят кормушку, или

птахи клюют корм. (ответ детей)

9. Расстановка картинок по порядку и определение начала рассказа.

После подробного анализа картин дети легко расставляют их в нужной последовательности.

Логопед: Ну, вот теперь всё встало на свои места и у нашей истории

появился благополучный конец, но пока не хватает самого начала.

Я вам хочу предложить три начала, а вы сами выберите, которое подходит для нашей истории:

  • Наступило лето…
  • Однажды ночью…
  • Дело было в конце зимы…

10. Рассказ логопеда по памяти.

Логопед: Сейчас я вам расскажу эту историю, а вы постарайтесь запомнить её и пересказать, опираясь на картины нашего экрана.

«Дело было в конце зимы. Корма для птиц почти не осталось. Бедные птахи слетелись к кормушке, а там лежал снег.

Ребятам стало жалко птичек, и они решили приготовить кормушку. Смели снег, посыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины.

Когда всё было готово, птички снова слетелись к кормушке.

Ребята были очень довольны!»

11. Рассказы детей.

12. Итог занятия. Приём: «Скажи наоборот».

Логопед: Наша история получилась злая?

Дети: Добрая.

Логопед: вредная?

Дети: полезная.

Логопед: грустная?

Дети: забавная, любопытная.

Детям вручаются медальки с изображением зимующих птиц.

Просмотров: 612
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Панкрашева Ольга Ивановна. Родительское собрание на тему: «Дети у телевизора»
  • Ирина МИХАЙЛОВА.. Почему дети боятся?
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Сорокина Елена Владимировна. Родительское собрание «Дети у телевизора».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Главный Редактор. Любите маму, маленькие дети
  • Переверзева Валентина Александровна. Сказка и дети
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Елена Садыкова. Родительское собрание 'О любви взрослые и дети'
  • Протасевич Ольга Николаевна. Консультация 'Медлительные дети'
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Дети с ОВЗ
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь