Автор: учитель – логопед Коршунова Ольга Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Чебурашка»
Оборудование:
- серия демонстрационных сюжетных картин в виде экранов телевизора;
- опорные картинки (варианты кормушек для птиц, гроздья рябины);
- блюдца с кормом для птиц: подсолнечное семя, зёрнышки, перемешанные с камушками, кусок хлеба; медальки с зимующими птицами в качестве вознаграждения.
Задачи:
- Учить выделять основную идею сюжетов, определять причинно- следственные связи между серией картин, логично и лексически точно излагать последовательность событий;
- Обучать составлению сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
- Обогащать словарный запас словами – признаками, уточнять значение слов – синонимов и антонимов, активизировать словарную лексику приставочными глаголами;
- Воспитывать чувство любви, сопереживания к живым существам и умения передавать эмоциональное состояние с помощью интонации и мимики.
Ход образовательной деятельности:
1. Оргмомент. Психогимнастика.
Дети лежат на ковре, имитируя сон.
Логопед просит: Дети выполняют действия и отвечают:
Просыпайтесь. Просыпаюсь. Поднимайтесь. Поднимаюсь. Умывайтесь. Умываюсь. Обливайтесь. Обливаюсь.
Вытирайтесь. Вытираюсь. Улыбайтесь. Улыбаюсь. Удивляйтесь. Удивляюсь. И в садик с удовольствием отправляюсь.
Логопед: Что вы сейчас выполняли и называли?
Дети: Разные действия.
Логопед: А теперь выполните действия в том порядке, в котором я попрошу:
- Встаньте за стульями (на ушко говорю каждому ребёнку, кто за которым по порядку стульчиком встаёт- вразброс).
- Почему вы сделали такой выбор?
Дети: Потому что мы всегда начинаем с левой стороны.
Логопед: Сядет тот, кто назовёт зимующую птицу.
2. Объявление темы.
Логопед: Мы с вами знаем, что начало и конец есть у любого предмета, расположенного в длину, например у линейки, у полоски …
Дети дополняют: у поезда, у дороги, у рядочка, у ленточки…
Логопед: А также у любого рассказа и любой истории, надо только суметь в этом разобраться.
Сегодня мы с вами представим, что оказались перед экраном телевизора и попробуем составить и рассказать одну очень любопытную историю, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.
И так включаем телевизор.
3. Работа над серией сюжетных картин.
На демонстрационной доске представлены три картины, расположенные
вертикально не по порядку.
Начинаем выстраивать последовательность событий.
Работа с верхней картиной. Беседа по вопросам.
Логопед: Кого вы видите на этой картине?
Дети предлагают варианты (ребят, детей, учеников, мальчиков и девочек, ребятишек, школьников и т. д.)
Логопед: На этой картине зима или осень?
Дети: На этой картине зима.
Логопед: Дело было в дремучем лесу или в городском парке?
Дети: Дело было в городском парке.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Я вижу дома, скамейку, деревьев мало.
Логопед: Что готовят ребята?
Дети: Ребята готовят кормушку.
Логопед: Для кого эта кормушка? (ответьте целым предложением)
Дети: Ребята готовят кормушку для птиц.
Логопед: Когда птицам бывает тяжелее: в начале зимы или в конце?
Конечно в конце (дети объясняют выбор).
«О чём щебечут птички В последний день зимы - Мы выжили, мы выжили Мы живы, живы».
Логопед: Если девчонки и мальчишки заботятся о бедных птичках, значит им этих птиц очень… (жалко).
4. Работа над интонационной выразительностью и распространением фразы:
Логопед: Давайте попробуем выразить чувство жалости, играя голоском, разворачивая предложение:
Жалко Очень жалко Стало очень жалко Ребятам стало очень жалко
Ребятам стало очень жалко птичек Ребятам стало очень жалко бедных птичек
Логопед: и они решили приготовить … (кормушку).
- А вот чем можно помочь зимой птицам рассмотрим на примере наших героев. Начинать перечисления будем со слова «можно»:
* Можно расчистить кормушку; * ******* покрошить хлебные крошки; * ******* насыпать крупу, семена; * ******* подвесить кусочки сала; * ******* принести гроздья рябины.
5. Пересказ по верхней картинке.
Даже по одной картине мы можем придумать примерно вот такую историю.
Запоминайте её и готовьтесь пересказать.
Ребятам было очень жалко птичек, они решили приготовить кормушку. Смели снег, насыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины.
Прошу пересказать двоих- троих детей.
6. Динамическая пауза.
На столе стоят ёмкости с кусками хлеба, которые нужно накрошить; семечки с камушками, которые нужно рассортировать; пшенная крупа, которую нужно щепотками разложить по трём тарелочкам в равных пропорциях, стараясь не просыпать; ветки, на которые нужно навесить гроздья рябины.
Дети встают парами и выполняют необходимые действия, комментируя их развёрнутыми предложениями. Например:
- Я беру кусок чёрного хлеба и крошу его мелкими крошками, чтобы птицам легче было клевать.
Работа со второй картиной.
Логопед: События происходят в том же самом парке или в другом месте?
Почему вы так решили?
Дети: Те же самые деревья, дома, та же самая скамейка и кормушка.
Логопед: Кто слетелся к кормушке?
Дети: К кормушке слетелись птицы.
Логопед: Каких зимующих птиц вы узнали?
Дети: снегирей, воробьёв, синичек. (Обращаем внимание на проговаривание окончаний существительных).
Логопед: А это крупные птицы или мелкие?
Дети: Мелкие, маленькие.
Логопед: Как по другому называют маленьких птичек?
Дети: птахи, пташки, пичужки.
Логопед: Была ли готова кормушка к их прилёту?
Дети: Нет, на ней лежал снег.
Работа с третьей картиной.
Логопед: Вы узнаёте это место? Что это?
Дети: Это городской парк.
Логопед: Что здесь изменилось по сравнению с верхней картиной?
Дети: Кормушка расчищена и наполнена кормом.
Логопед: Вы узнали наших героев? Почему они притаились?
Дети: Они спрятались, чтобы не спугнуть птиц.
Логопед: Как вы думаете, довольны ребята своим поступком?
Дети: Конечно, они сделали полезное дело.
7. Пальчиковая игра.
8. Ориентировка во временных взаимоотношениях.
Логопед: Что было раньше:
дети готовят кормушку. (ответ детей)
Что было позже:
- ребята готовят кормушку, или
птахи клюют корм. (ответ детей)
9. Расстановка картинок по порядку и определение начала рассказа.
После подробного анализа картин дети легко расставляют их в нужной последовательности.
Логопед: Ну, вот теперь всё встало на свои места и у нашей истории
появился благополучный конец, но пока не хватает самого начала.
Я вам хочу предложить три начала, а вы сами выберите, которое подходит для нашей истории:
- Наступило лето…
- Однажды ночью…
- Дело было в конце зимы…
10. Рассказ логопеда по памяти.
Логопед: Сейчас я вам расскажу эту историю, а вы постарайтесь запомнить её и пересказать, опираясь на картины нашего экрана.
«Дело было в конце зимы. Корма для птиц почти не осталось. Бедные птахи слетелись к кормушке, а там лежал снег.
Ребятам стало жалко птичек, и они решили приготовить кормушку. Смели снег, посыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины.
Когда всё было готово, птички снова слетелись к кормушке.
Ребята были очень довольны!»
11. Рассказы детей.
12. Итог занятия. Приём: «Скажи наоборот».
Логопед: Наша история получилась злая?
Дети: Добрая.
Логопед: вредная?
Дети: полезная.
Логопед: грустная?
Дети: забавная, любопытная.
Детям вручаются медальки с изображением зимующих птиц.
|