Переверзева Валентина Александровна. Сказка и дети

Сказка и дети
    Сказка должна стать для каждой семьи семейной традицией, создающая доброжелательную, теплую, задушевную атмосферу в доме. Проводя анкетирование, беседуя с детьми мы убедились, что многие родители покупают детям сказки, читают перед сном или в свободное время, но, как правило, не заостряют должного внимания на содержание сказки, не выделяют основной линии, этим они упускают развитие у детей правильной. Красивой, грамотной разговорной речи, оснащенной различными речевыми оборотами, метафорами, эпитетами. Поэтому мы решили помочь и родителям, и детям в развитии речевого творчества, фантазии доброты. За первой помощью мы обратились к советам Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».

Скачать конспект
Стали практиковать такие задания, как поставьте себя на место героев сказки (положительного или отрицательного), как вы дети поступили в том, или ином случае. Например, после рассказывания сказки «Три медведя» спрашивали у детей, как поступила девочка? Что она сделал неправильно? Что могло случиться с девочкой по дороге в лес, а в лесу? Как бы вы поступили? Что плохого сделала девочка в доме 3-х медведей? А что бы вы сделали, если бы попали в этот дом? Дети сочиняли целую историю: я бы убрал, спросил бы разрешения у медведей, сварил бы обед, напекла бы пирогов и т.д. Какую концовку сказки вы бы сочинили?
Начали сочинять сказки сначала по четверостишию, затем по загадкам, чистоговоркам, задачкам, потешкам, пословицам, поговоркам. Вначале сказки получались однообразными, по аналогии знакомых сказок, не многословными.
Поговорили  с родителями, для них это новое, неизведанное; интересно стало: а могут ли взрослые люди придумать такую сказку. Получилось. Подготовили детей. Сказки стали интересное, с юмором; в речи детей появились новые слова, словосочетания. Слушают друг друга внимательно, предлагают свои варианты. И самым увлекательным стало – создание фильма и книги сказок с рисунками.
Для воспитания у детей сочувствия, добродушия, милосердия используем такой прием, как придумывание экстремальной ситуации, которая требует от ребенка различных вариантов спасения. Например, как спасти ребенка, который  забрался высоко в горы и не может спуститься. Каждый предполагал свой вариант: на вертолете спасти, на воздушном шаре, отправить подъемный кран, пожарных, МЧС вызвать и т.д.
Далее планируем сочинять сказки про себя, про потерянное время, про потерянные вещи, про деревья, цветы, старый --- , посуду и т.д.
На изучение одной сказки уходит 3-4 дня. Сначала читаем, разбираем по вопросам, используем загадки о персонажах, подвижные игры, связанные с героями сказок, коллективное рассказывание (один рассказывает, другой – продолжает и т.д.), изготавливаем атрибуты для обыгрывания и показа сказки; различные виды театра; рисование по сказке и создание альбома сказок (по рисункам).
Начало этой работы уже дает результат: взаимоотношения детей друг к другу меняются, меняется речь детей, меняется отношение к содержанию сказок, родители изменили свое отношение к чтению детей.

 


Приложение
Придумать сказку по задачке:


Барсучиха – бабушка
Испекла оладушки
Угостила 2-х внучат,
2-х драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат,
На-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат.

Сказка Дианы Боевой

Жила-была бабушка-барсучиха, у нее было два внука барсучка. Приехали внучата на выходной к бабушке. Бабушка испекла оладушки, угостила барсучат, а внучата не наелись, блюдцами стучат: «Дай, бабушка, добавки и пойдем мы все играть». Покушали барсучата, спасибо сказали и в лес ускакали. Там они живут до сих пор.

По загадкам

Ждали, звали, а показался –
Все прочь убежали. (Дождь)

Сказка Кирюши Четверкина

    Жили-были две тучки-сестрички. Они были очень дружными и ладили друг с другом. Но однажды сестры поругались и обиделись друг на друга: каждая хотела первой на землю опуститься. Начали они спорить, друг друга считать виноватой, только не себя. Большая тучка рассердилась на них: они были дружными, а теперь не разговаривают. Заплакала она сильно-сильно, что даже зонты людей не спасали от слез тучки. Но сестры все не мирились и не мирились, а дождь все шел и шел. И вдруг старшая сестричка увидела, что людей нет, спрятались, ей стало обидно, и она решила помириться с сестрой. Попросила прощения, обняла, поцеловала. И жили они долго и счастливо, а главное - не плакали.

По скороговорке

Шили шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку.
Хорошая швея Наташа.

Сказки Никиты Сухих

Жила-была девочка Наташа. У нее было очень много кукол. Однажды Наташа решила сшить своим куклам красивые наряды. Одной куклу, которую звали Настя, она хотела сшить беленькую шубку.  Но Наташа спешила и отвлеклась – то мультики посмотрит, то покушает, то поиграет и неправильно сняла мерку. Забыла пословицу: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». И в конце концов увидела – неправильно отрезала – на шубку не хватает, пришлось сшить юбку… Такая же история вышла и с шапкой. Вместо шапки получилась тапка.
Мораль: если ты решил заняться делом – делай его не спеша, старательно, не отвлекаться, с удовольствием и тогда все получится.

По загадке

Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не соберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица (град).

Сказка Вани Михайлова

Жили-были царь и царица. И была у них дочка Нина. Нина играла во дворе со своими игрушками и услышала вдруг громкий стук, шум и грохот, как будто кто-то кидал камни на крышу. Нина очень испугалась и побежала к родителям. Мама ее упокоила и сказала: «Нина, не бойся - это просто град пошел», - и подвела девочку к окну. Нина посмотрела в окно и увидела, как с неба падают комочки льда и засыпают весь двор. Градины были похожи на бусинки и захотелось Нине их собрать. Когда град перестал, Нина взяла ведерко и побежала во двор. Быстренько собрала, и в дом, показать маме и папе. Но когда она прибежала в замок, в ведерке была одна вода. Девочка расстроилась, и царь с царицей ее успокоили и объяснили, что град – это вода, она на холоде замерзла. Они весело рассмеялись и жили долго и счастливо.

По стихотворению

В лужице хрушка увидела хрюшку
Это, конечно, не я, а подружка,
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!

Сказка Софии Дубининой

    Жила-была Хрюшка – грязное брюшко. Она очень любила валяться в грязи и никак не хотела мыться. Однажды возле дома, в лужице она увидела свое отражение, но подумала что это другая Хрюшка. «Ну, какая ты грязнуля!» - сказала она той, другой хрюшке, но ничего та ей не ответила. Хрюшка – грязное брюшко долго смеялась над хрюшкой из лужицы, обзывала ее грязнулей, говорила, что никогда не позволила бы себе ходить такой грязной. И так она не смогла понять, что смеется сама над собой.

По считалочке

Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Сказка Ангелины Сидоровой

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Король и Королева. И была у них любимая птица – чижик, которая жила в большой, красивой золотой клетке. Птица очень любила петь. Корль с Королевой с удовольствием слушали ее, но когда ее все покидали, она грустила и пела:
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю хочу.
Услышали Король и Королева жалобную песню и отпустили на волю. С тех пор чижик поет в лесу и всех людей радует.

Сказка Влада Фомина

Жил-был мальчик Владик. Была у него любимая птица. Он ее любил, кормил, поил, разговаривал с нею, чистил клетку. Когда Владик приходил из детского сада, чижик радовался, пел веселую песню. Однажды бабушка услышала, как чижик поет печальную песню и хочет на волю. Владику жалко было расставаться, но еще жальче любимицу. Они с бабушкой отнесли ее в парк. Теперь чижик каждый день прилетает на балкон и поет веселую песню, а Владик машет ей рукой. И так дружба продолжается.

По считалке

Калилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града,
Кто поднимает, тот и вызывает.

Сказка Вадима Малышкина

Жили-были одна семья: мама, папа, сынок и дочка. И был у них большой сад. А в том саду росли разные яблоки: красные, зеленые, желтые. Сынок и дочка часто ходили в сад гулять, послушать, как поют птицы, посмотреть не созрели ли яблоки? Пришла осень, яблоки стали румяными, сочными. Хотел сынок сорвать – не достал, дочка пыталась – не достала. А на самой верхушке сидела птичка, которой девочка не помогла, когда кошка пыталась поймать птицу за хвост. Девочка попросила птичку достать ей яблочко, та клюнула за стебелек, яблочко упало и покатилось мимо девочки, мимо сада, через поле, через лес. Девочка бежала, бежала – не догнала.  А яблочко нагулялось, вернулось домой и прикатилось прямо в руки мальчика. Тут и сказки конец, кто всем помогает, тот молодец!

По загадке

На столе лежали груши,
Кто-то эти груши скушал.
Отвечать скорей изволь:
Сколько груш осталось?... (ноль)

Сказка Даши Низовой

    Жили-были Король и Королева. И были у них два сына. Были они балованные, не послушные. За них все делали мама, папа и прислуга: одевали, умывали, причесывали, кормили. Однажды Король и Королева уехали в гости в другое царство-государство, а сыновьям наказали: «Будьте послушными. На столе лежат яблоки. Угостите гостей, когда придут». Но браться быстро съели все яблоки. Когда приехали родители, увидели пустую вазу, все поняли. Король и Королева решили проучить своих детей: они не дали им гостинцы, а задали соседским ребятишкам. Рассердились сыновья, долго не выходили из своей комнаты. Думали, что делать? Выбежала мышка из норки и дала такой совет: надо о других думать, делиться, быть добрыми и послушными. Браться решили так и поступить. Попросили прощения у родителей и стали умными и добрыми.

По стихотворению

Шар воздушный, шаловливый,
Непослушный и строптивый,
Вместе с ветром убежал,
А куда, нам не сказал.

Сказка Софии Мартыновой

Жила-была Софа и был у нее один зеленый шарик. Она играла с ним дома, а потом решила погулять на улице. Подул ветер и унес легкий шарик.
Летел шарик, летел по воздуху и зацепился за ветку яблони. На ветке висели яблоки круглые и зеленые.
- Вы кто? - спросил шарик.
- Мы – яблоки.
- А что вы делаете?
- Мы зреем.
- Я тоже яблоко и буду рядом зреть, - сказал шарик.
Пришло время, яблоки созрели, упали, а шарик остался зеленым висеть. Подул ветел и унес шарик дальше. Летел, летел шарик и опустился на грядки, росли тыквы. Были они круглые и зеленые.
- Вы кто? - спросил шарик.
- Мы – тыквы.
- А что вы делаете?
- Мы зреем, - ответили тыквы.
- Я тоже тыква и буду зреть.
Прошло время, тыквы стали оранжевыми, а шарик так и остался зеленым. Подул ветер снова и унес зеленый шарик на другую грядку, где арбузы зрели. «Буду арбузом», - подумал шарик.
Пришел хозяин, хотел сорвать арбуз, а это оказался шарик, испугался шарик, взлетел вверх и полетел к Софе, рассказал ей эту удивительную историю.

Переверзева В.А.,
воспитатель МБДОУ №26 д/с «Солнышко»

Просмотров: 676
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Фоминых Елена Николаевна. Интегрированная образовательная ситуация по речевому, познавательному и художественно – эстетическому развитию для подготовительной группы «Жили — были сказки...»
  • Мадина Шихалиева. «Жила была сказка»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Большакова Оксана Владимировна. Фольклорное развлечение для детей «Жили были крестьяне»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Романенко Наталья Александровна. Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы Тема: «Жили-были зайцы»
  • Вдовиченко Екатерина Васильевна. Открытое занятие «Жили – были мама Коза и козлята. Зимние забавы»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Таран Раиса Фёдоровна. Жили – были нотки
  • Чагаева Нина. Презентация проекта 'Растения - фитотерапевты. Кто они?'
  • Демидова Нина Васильевна. КОНСПЕКТ НОД по ФКЦМ Тема «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Ковальская Марина Аркадьевна. Проект: «ЖИЛИ-БЫЛИ ДИНОЗАВРЫ»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Лариса Игоревна Лебедева. «Новогодняя сказка» Сценарий по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Редактор. Сценарий «Воздушный шарик» (сценарий Дня рождения для детей)
  • Петрунина Светлана. Сказка про очень вредную девочку, которая стала хорошей «ХОЧУ!»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Ильинская Диана Витальевна. Сценарий праздника «Что за прелесть эти сказки»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Автоматизация изолированного звука Ш 'Шарик и его друзья'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь