Фоминых Е.Н., учитель – логопед МБДОУ № 102 г. Екатеринбург
Цель:
формирование представления о значении книги в жизни человека и развитие познавательных и творческих способностей детей средствами творческого взаимодействия с педагогами.
Задачи:
- формировать и закреплять первоначальные навыки чтения
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
- развивать связную устную речь, просодическую сторону речи и психические познавательные процессы
- закреплять навык конструирования из бумаги
- формировать познавательный интерес через использование ИКТ
- развивать интерес детей к чтению художественной литературы
- развивать детскую самостоятельность и инициативу
- формировать умение действовать в коллективе сверстников
- формировать эмоциональный контакт педагога с детьми через совместную деятельность.
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, презентация «Жили – были сказки...», мольберт, маркер, указка, картон голубого цвета формата А-3, бархатная бумага зелёного цвета, плотная бумага белого цвета, манная крупа, краски, кисточки, ножницы, клей, игрушка девочка — фея из «киндер – сюрприза».
Ход интегрированной образовательной ситуации:
- Здравствуйте, ребята! (детей приветствует учитель – логопед в костюме сказочной феи).
- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир театра и сказок (на экране заставка – театральная сцена и кулисы). Мы вспомним замечательные русские народные сказки, сказки русских писателей и зарубежные сказки. А начнём мы нашу встречу с волшебного стихотворения, которое прочтут ребята из нашей группы (на экране – герои из разных сказок; под музыкальное сопровождение дети декламируют стихотворение из песни в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету…»)
Сказки гуляют по свету. Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах.
Мир, озарив чудесами, Сказки летят над лесами. На подоконник садятся. В окна, как в речки глядятся.
Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам провести сказочную разминку и поиграть в игру «Самый, самый, самый!».
Вы должны угадать, какой сказочный персонаж самый, самый, самый… При правильном ответе сказочный герой появится перед вами на экране. Будет замечательно, если вы вспомните название сказки и её автора. Итак, начинаем разминку. Угадайте, кто это?
- Самая маленькая девочка
- Самый добрый доктор
- Самый долгоживущий злодей
- Самый маленький мальчик
- Самая трудолюбивая девушка в грязной одежде
- Самый упитанный в мире мужчина с пропеллером
- Самый длинноносый деревянный мальчик
(После появления на экране изображения Буратино, под песню из кинофильма (1975 год) «Приключения Буратино» в группу входит герой – Буратино).
- Привет, ребята. Вы меня звали? Ведь это я самый длинноносый мальчик. Я только что сбежал от Мальвины. Эта вредная девчонка заставляет меня учиться. А я хочу в театр. Там очень интересно и показывают разные сказки, которые я очень люблю. А Мальвина сказала, что отпустит меня в театр, только когда я выполню её задания. Вы мне поможете?
- Ребята, попробуем помочь Буратино? Какое у тебя первое задание?
- Мне нужно угадать, как зовут сказочных героинь, подружек Мальвины. Посмотрите, ребята, на экране разные слоги, из них нужно сложить слово, имя сказочной героини. А я ещё даже не все буквы знаю… А вы знаете, умеете читать?
Воспитанники сначала составляют из слогов слова «БЕ – ЛОС – НЕЖ –КА» (после правильного ответа она появляется на экране). Затем по аналогии составляют из слогов слово «РУ – СА – ЛОЧ – КА» (она появляется на экране).
- Вот спасибо вам, ребята. Но у меня ещё есть задание от Мальвины. Посмотрите на экран, что это за цветные квадратики, мозаика рассыпалась что — ли? И что с этим нужно делать, ничего не понимаю!
- Не расстраивайся, Буратино. Сейчас ребята объяснят тебе, что это за квадратики.
Дети объясняют, что это — звуковые схемы. На них гласные звуки обозначаются красным цветом, твёрдые согласные звуки – синим цветом и мягкие согласные звуки – зелёным цветом. На слайде — три сказочных героя – НЕЗНАЙКА, ЗОЛУШКА, АЙБОЛИТ. Трое детей по очереди выходят к экрану, показывают указкой нужную звуковую схему, подходящую к герою и устно проводят звуковой анализ слова. На экране появляются стрелки, соединяющие героя с соответствующей звуковой схемой.
- Спасибо вам, ребята, без вас я никогда бы не справился с заданиями моей учительницы Мальвины. Но у меня есть ещё один не учитель, а мучитель. Вот он полюбуйтесь. Узнали, кто это? (на экране появляется изображение Карабаса — Барабаса рядом с афишной тумбой). Этот противный синьор велел мне срочно написать афиши для трёх сказок, которые герои будут играть в его театре. А я не только читать, но и писать не умею, а в театр очень хочу… (Буратино рыдает).
- Перестань, Буратино, плакать. Наши ребята учатся и читать, и писать, и попробуют тебе помочь написать афиши.
- Ребята, посмотрите на экран. Здесь зашифровано название сказки из двух слов. Над каждой буквой написана цифра, нужно выйти к мольберту и записать буквы в соответствии с цифрами, по порядку, 1, 2, 3…и т.д. Если расставить все буквы в нужном порядке, можно прочитать название сказки. Трое воспитанников по очереди выходят к мольберту и пишут названия сказок «КРАСНАЯ ШАПОЧКА», «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА», «ЗОЛОТАЯ РЫБКА». После правильной расшифровки, на экране появляется иллюстрация к сказке. Детям предлагается вспомнить авторов угаданных сказок.
- Вот, Буратино, готовы твои афиши. И теперь ты сможешь попасть в театр!
- Огромное вам спасибо, ребята. На прощание я хочу поиграть с вами, предлагаю вам встать со своих мест и повторять за мной движения.
Вот он сказочный герой (откинуться назад, руки положить на грудь) Буратино озорной (дразнилка – пальцы к носу)
Буратино потянулся (руки поднять вверх) Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны, руки вниз)
Руки в стороны развёл (руки развести в стороны) Видно, ключик не нашёл (пожать плечами)
Чтобы ключик нам достать (погрозить указательным пальцем) На носочки надо встать (встать на носки и руки вверх)
Буратино, Буратино (дразнилка – пальцы к носу) Больше не озорничай! (погрозить указательным пальцем)
Бери Азбуку под мышку (имитация движения) В школу весело шагай! (ходьба на месте)
- Ну всё, ребята, до свиданья, я опаздываю на представление! (под музыкальное сопровождение Буратино покидает группу)
Далее ведущим педагогом становится воспитатель группы.
- Ребята, а мы продолжаем путешествовать по миру сказок. Одна знакомая девочка рассказала мне, что однажды читала книгу со сказками летом на улице, в саду. И вдруг налетел сильный ветер, вырвал страницы из книги и они все перепутались. Сейчас отрывок из сказки вам прочтёт профессиональный чтец, актёр из театра. Угадайте, из какой сказки этот отрывок и кто автор сказки. При правильном ответе иллюстрация к сказке появится на экране. (Читаются отрывки из сказки «Винни – пух и все – все – все» А. Милна и из сказки «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена)
- Ребята, в прошлом году, во время Театральной недели наша группа ставила сказку «Дюймовочка». Давайте сегодня вспомним эту замечательную сказку и выполним коллективную работу «Дюймовочка в кувшинке».
- Кто знает, что такое кувшинка? Правильно, это такой водный цветок. Посмотрите на экран. У кувшинки большой бархатистый зелёный лист, плавающий на воде, множество белоснежных лепестков, в форме конусов и жёлтая серединка.
- У вас есть право выбора: кто-то будет вырезать из бархатной бумаги фигурный лист, который мы потом поместим на картон голубого цвета, как озёрная вода. Кто – то будет из бумаги белого цвета сворачивать маленькие конусы для лепестков нашей кувшинки. А кто – то будет красить манную крупу жёлтой краской, для серединки цветка. Итак, приступаем к работе. (Под тихую релаксирующую музыку – звуки природы- ребята выполняют коллективную работу).
- Заканчиваем нашу работу, соединяем все детали воедино. Посмотрите на экран. Кто появился рядом с кувшинкой? Конечно, Дюймовочка. Давайте поместим игрушку – девочку – фею в наш цветок. А сделать это я предлагаю девочке, которая в прошлом году замечательно сыграла в нашем спектакле роль Дюймовочки.
- На сегодня наша встреча со сказкой и путешествие по миру театра закончились (на экране – заставка с театральной сценой и с кулисами) Поскорее учитесь читать, чтобы вы сами могли знакомиться со сказками Сказки учат нас быть добрыми, вежливыми, честными, мудрыми, дружными.
- Нашу коллективную работу «Дюймовочка в кувшинке» мы разместим в приёмной группы. Вечером вы сможете рассказать родителям, какую часть работы вы выполняли. А по желанию можно смастерить такую кувшинку самим дома.
- До свиданья, до новых встреч со сказкой!
|