Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».

Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».

Цель: Научить ребенка правильно и выразительно говорить через русские народные сказки. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • Обеспечение положительно- эмоционального настроения
  • Развитие познавательных способностей
  • Развитие памяти и мышления.

Речевая деятельность ребенка должна находиться в центре внимания дошкольного учреждения и семьи, так как именно речевое развитие является показателем интеллектуального и общекультурного уровня человека.

 

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же текстов, которые лучше всего приспособлены для детского восприятия: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок». Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов – казалось бы, никакой интриги. Однако именно эти сказки вызывают интересу детей, не испытывающих особого желания читать «умные» дидактические книжки.

В чем же секрет этих сказок? Разве взрослый человек стал бы так подробно излагать всю последовательность действий, необходимых, например, для вытаскивания репки из земли? Скорее всего, взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку. Когда она выросла, вся семья и домашние животные помогли деду вытянуть репку из земли». Почему же малыша так увлекает последовательное перечисление всех помощников деда и их однообразных действий?

Оказывается, чтобы усвоить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребенку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Маленький ребенок не способен сам из повседневной деятельности взрослых вычленить этапы, приводящие к осуществлению цели. В сказке же подробно излагается конкретная схема последовательно выполняемых действий.

Опытом многих поколений рассказчиков была найдена и наиболее увлекательная для слушателя — ребенка форма передачи этого непростого содержания. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения: «мышка — норушка», «зайка — на горе увертыш» и т.д. слова этих сказок интересны сами по себе. Поэтому именно такие сказки помогают пробудить интерес к слову, к речи у детей.

Безусловно, для ребенка, недостаточно ориентированного на речь, сказка должна быть зримой, наглядной. Почему бы не разыграть сказку, устроив маленький домашний театр? Достаточно изготовить вместе с ребенком героев сказки и настроиться на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь говорит басом, пусть песенки поют не только герои сказок, но и зрители. В этом случае внимание ребенка вам гарантировано, а возможности сказок огромны:

  • рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве; мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к обыгранным упражнениям
  • тексты первых детских сказок просты, но взрослый может еще более упростить их в соответствии с речевыми возможностями ребенка: многосложные названия животные без ущерба для смысла сказки могут быть заменены звукоподражаниями: не КУРИЦА, а Ко Ко, не собака, а АВ. Простота звукослоговой структуры звукоподражания стимулирует ребенка к повторению этих упрощенных слов, позже – также и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу; таким образом активируется способность к продуцированию связной речи
  • сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов- все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятия связного текста

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Рекомендуемая система занятий позволяет взрослым выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для конкретного ребенка.

Это система игровых занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок. Разыгрывая в «домашнем театре» сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получить начальные навыки чтения. Работа с каждой сказкой начинается с уровня, подходящего для детей, ориентируясь на возраст, на индивидуальные способности ребенка.

Начиная работу не нужно ставить перед ребенком непосильных задач, но нужно помнить, что слишком лёгкие задания также не могут способствовать необходимому сосредоточению, удержанию внимания ребенка.

Система «сказочных» занятий состоит в определенной последовательности по степени усложнения общеизвестных русских народных сказках.

  • «Репка» — в ней большая часть текста представляет собой повторы незначительно изменяющихся предложений (меняется лишь названия действующих лиц).
  • «Курочка ряба» — в этой сказке, в отличие от «Репки», сюжет развивается, а не строится на повторах, хотя повторы тоже присутствуют: «Дед бил- бил – не разбил. Баба била- била — не разбила». В то же время сюжет сказки прост и понятен даже маленькому ребенку.
  • «Колобок» — в ней много персонажей, но сюжет представляет собой цепочку сходных событий со сменой персонажей.
  • «Маша и Медведь» — сказка, в которой только два активно действующих персонажа, но сюжет развернутый и достаточно сложный, без повторов.
  • «Теремок» — большое количество персонажей и сравнительно простой сюжет позволяют ребенку продемонстрировать свои достижения с наибольшей самостоятельностью. Ко времени изучения этой сказки, завершающей цикл занятий, ребенок обычно способен отказаться от использования звукоподражаний и может назвать персонажей сказки целыми словами с той или иной степенью точности.

Например, точное воспроизведение слова «лягушка» может быть ещё недоступно, ребенок может называть только часть слова, но все же пытается произнести слово, а не звукоподражанием «ква-ква».

Если всё же ребенок упорствует в замене слова звукоподражанием, не следует сердиться, но каждый раз спокойно предлагайте наряду со звукоподражанием произнести и слова: «Да, правильно, ква-ква. Лягушка.

Каждая сказка изучается на 3-4 занятиях, каждое занятие состоит из 4 частей. Это и артикуляционная гимнастика, конструирование из спичек, рисование по клеточкам, выкладывание из ниток, сказка – лото, «Молоток рассказывает сказку» (отстукивание слогов в слове).

Используя предложенный план занятий по шести общеизвестным русским народным сказкам, ориентируйтесь на индивидуальные способности ребенка. Необязательно выполнять, например, все четыре упражнения в течение одного занятия. Можно включать «сказочные» задания в занятия, посвященные другой тематике: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад. Для некоторых детей оптимальной является подача материала именно «маленькими порциями». Однако важно учесть, что в каждом из занятий задания обеспечивают чередование различных видов деятельности — речевой, мыслительной, изобразительной, поэтому интерес ребенка поддерживать несложно.

Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка — игра, волшебство, и не так важен результат, как поддержание игровой, необходимой для ребенка, истинно сказочной атмосферы занятия. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать

Просмотров: 989
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Зинченко Оксана. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Конспекты занятий - Влияние фольклора на всестороннее развитие ребенка
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описания персонажей «Сказки бабушки Даши»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Бреднева Елена Николаевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Русские народные сказки»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Баринова Елена Сергеевна. Конспект итогового занятия по развитию речи детей старшей группы Театральная постановка сказки «Теремок»
  • Приходько Елена Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада «Герои народных сказок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь