Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования

Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования

1. Теоретическая часть

1. 1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским. С.Л. Рубинштейном. А.М. Леушиной. Ф.А. Сохиным и другими учеными. А.А. Леон тьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить».

По мнению психологов, педагогов (В. В. Запорожца. Л.А. Венгера. К.Н. Поддьякова. Д.Б. Эльконина) эффективным средством обучения монологической речи ребёнка являются модели. Наиболее широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. В частности для обучения связной речи ими предлагается использовать схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

 

Детям младшего дошкольного возраста наиболее доступен язык сказок. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

1. 2 Актуальность

Актуальность темы обусловлена современными требованиями ФГОС ДО и тем. что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов устной речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного. эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный периолфачви ги-я. Чем раньше будез начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей приемы и средства, применять новые сочетания известных методов и приемов.

Одним из таких средств является наглядное моделирование. Актуальность и отличие метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников в том. что использование различных картинок, схем, таблиц и т. д.. позволяет детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчает запоминание.

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности — это русская народная сказка. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Кроме того, русские народные сказки, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

2. Практическая часть

2. 1. Цели и задачи

Учитывая значимость рассмотренной проблемы, мы определили цель и задачи нашей работы.

Цель:

  • формирование связной речи детей младшего дошкольного возраста, используя метод моделирования

Задачи:

  • способствовать формированию связной речи воспитанников, как средства свободного общения с взрослыми и сверстниками:
  • формировать умение самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
  • формировать навыки применения простейших моделей при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
  • развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения
  • развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память
  • воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия

2. 2 Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей нашей работы является утверждение, что систематическое использование метода моделирования сказок способствует качественному развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста

2. 3 Система работы

В своей работе я опиралась на методическое пособие О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш «Занятия по ознакомлению детей с литературой».

Всю нашу работу условно можно разделить на три этапа:

  1. Подготовительный: заключался в обследовании детей группы, определении перспективного плана работы.
  2. Основной этап: заключался в реализации поставленных задач, взаимодействии с семьями воспитанников.
  3. Заключительный этап: было проведено повторное обследование детей,

проанализированы проведенные мероприятия и собственная деятельность, сделаны выводы.

В течение месяца мы знакомимся с одной сказкой, обсуждаем ее. обыгрываем, моделируем (Перспективный план работы над сказкой см. Приложение).

В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую следующие виды наглядного моделирования сказок:

  1. Предметные модели: в виде физической конструкции предмета или предметов, плоскостные фигуры.
  2. Опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
  3. Модели сериационного ряда. Их цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели. Наиболее наглядно этот вид моделирования можно увидеть на примере сказки «Репка», где репка представлена в виде круга желтою цвета, а остальные персонажи в виде полосок разной длины.
  4. Двигательное моделирование Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку, учить строить двигательную модель. Этот вид моделирования предполагает замещение одних объектов другими с помощью кругов, прямоугольников, отличающихся цветом и величиной. Эти модели учат детей самостоятельно разыгрывать сказки. Примером двигательного моделирования является сказка «Лиса, заяц и петух», где каждый персонаж сказки замещается кружком определенного цвета: оранжевый (лиса), белый (заяц), красный (петух), серый (собака), коричневый (медведь).
  5. Сочетание сериационнного и двигательного вида моделирования может быть представлено на примере сказки «Три медведя», где используются геометрические фигуры разного размера и цвета.
  6. Мнемоквадраты и мнемодорожки — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки. Причем в младшей группе использую цветные мнемодорожки. что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет ёлочка, лягушка; желтый цвет солнышко, цыпленок и др.).

Работа со сказкой заключалась в следующем. Сначала мы знакомились со сказкой через рассказывание самой сказки. Обсуждали содержание, говорили о героях сказки, рассматривали иллюстрации. Вместе с детьми пересказывали сказку по сюжетным картинкам. Слушали сказки в аудиозаписи.

Затем разыгрывать сюжет сказки через разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, варежковый. Дели учились понимать и видеть последовательность событий в сказке, расположение персонажей, осуществляли их взаимодействие, выделяли характерные особенности героев сказки (дед большой, мышка-маленькая и др.)

Прежде чем перейти к работе с моделями, я познакомила детей с принципом замещения реальных предметов их схематическим изображением| где соблюдается принцип сохранения формы. Для этого проводила дидактические игры типа «На что похоже?». Детям предлагалось назвать, на что похожа та или иная геометрическая фигура (круг-это мяч. солнышко, квадрат окошко и др.). Дидактическая игра «Угадай», где по схематическому изображению дети угадывали реальный предмет.

Также детям предлагалось нарисовать сказку, преобразуя предложенные геометрические фигуры. Например, детям раздавались листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагалось превратить их в героев сказки. Если к кружочке сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. Таким образом, мы учили детей подбирать условные заместители к персонажам. В качестве символов — заместителей использовали геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Главное здесь было — научить ребенка видеть в каждом предмете-заместитсле тот или иной персонаж сказки.

Затем мы начали непосредственно работать с моделями. Я начала с самого простого сериационного вида моделирования сказок, т.к. действие сериации является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте. Детям предлагались условные заместители персонажей сказки. Рассказывая сказку «Репка», вместо сюжетных картинок, выкладывались желтый круг и полоски разной длины. Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту).

Затем перешли к более сложному виду моделирования двигательном). Для о того вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали кружки разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С их помощью составляли модель сказки, последовательно ее рассказывали, старались подражать голосам диких животных, они запоминали цвета, соответствующие каждому герою сказки.

Чтобы детям было легче запомнить содержание сказки, последовательность сказочных событий, я использовала мнемоквадраты и мнемодорожки.

Развивающая предметно-пространственная среда

Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие ребенка в совместной и самостоятельной деятельности и обеспечивающая разные виды его активности. В группе имеется уголок речевого развития. В уголке располагается художественная литература в соответствии с Программой и конкретной тематикой, в том числе русские народные сказки. Предметные и сюжетные картинки для рассказывания. Различные дидактические игры, в том числе с элементами моделирования. Сфйационные и двигательные модели, мнемодорожки по знакомым детям сказкам. Материалы о детских писателях и поэтах, о художниках-иллюстраторах детских книг.

Имеется оборудование для развития речевого дыхания. Рядом с уголком речевого развития расположен театральный уголок.

В нем имеются различные виды театров: варежковый. на фланелеграфе. ложковый. Настольная ширма, декорации к русским народным сказкам, маски, шапочки.

Нами накоплен методический материал по теме: перспективный план, циклы бесед и занятий, картотека речевых игр. пальчиковых игр. дыхательных упражнений, материал по работе с семьёй.

Работа с родителями

Успешная реализация поставленных целей и задач невозможна без привлечения родителей, как полноправных участников образовательного процесса.

Работа с семьей осуществляется в двух направлениях: просвещение родителей о методе моделирования и привлечение их к участию в педагогическом процессе. Организуются родительские собрания, консультации (групповые и индивидуальные) по теме, дни открытых дверей. Предлагаю родителям вместе с детьми составить дома мнемодорожки по прочитанным сказкам. Родители оказывают помощь в создании пособий и игр. подборе иллюстраций.

Результаты работы

Результатом нашей работы стало следующее. Дети научились быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать образы сказочных героев, используя интонационную выразительность. Научились использовать простейшие модели при рассказывании знакомых сказок. Они стати более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой, активными.

3. Заключение 3.1 Перспективы работы

Перспективу работы мы видим в следующем:

  • Продолжать целенаправленную систематическую работу по формированию связной речи воспитанников, используя метод моделирования
  • Использование моделирования при составлении описательных рассказов по игрушкам и предметам, при рассказывании по сюжетной картине
  • Использование моделирования при заучивании стихотворений
  • Продолжать работу по подбору материала по теме
  • Продолжать работу по обогащению развивающей предметно-пространственной среды
  • Вести работу с родителями по геме, проводить практикумы, открытые занятия.

3. 2.Новизна опыта

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том. что:

  1. Для младшею дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему
  2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью
  3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.

Используемая литература и интернет-ресурсы.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия». 2000.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика — Синтез. 1999
  3. Борисенко М.Г.. Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3- 4 лет. — СПб.: Паритет, 2006
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. -СПб.: СОЮЗ. 1997
  5. Ветрова В.В.. Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. М.: Знание. 1998.
  6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М.: Линка-11ресс. 2003
  7. Расскажи мне сказку/Сост. Э.И. Иванова. М.: Изд. «11росвещение». 1993.
  8. Ушакова О.С.. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий — М.: ТЦ Сфера. 2005
  9. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М., 2001
  10. Фесюкова Л.Н. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — Мл. «Издательство АСТ». 2000.
  11. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. -Мл Издательский центр «Академия», 1999.
Просмотров: 467
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Муравлева Элла Александровна. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Данжеева Наталья Александровна. «Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Маркова Оксана Васильевна. Мастер — класс «Использование наглядного моделирования в обучении дошкольников 6-7 лет решению арифметических задач»
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Рузанова Людмила Владимировна. Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста
  • Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
  • Старкова Ирина Владимировна. Технологическая карта занятия Тема: «Развитие связной речи при инсценировке сказки К.И. Чуковского «Телефон»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Кулишова Анна Михайловна. Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Ефимик Надежда Николаевна. Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием методов моделирования «Волшебный мир сказок»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь