Выполнила: Чигринь Марина Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности. Новосибирск, 2018 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 53»
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский
В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных способностей личности каждого воспитанника.
Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.
Моя педагогическая деятельность началась в 2008 году в детском саду «Василек». Свою работу по осуществлению всестороннего развития и воспитания детей строю на основе ОПДО МКДОУ д/с № 80 «Василёк» г. Новосибирска.
Скачать конспект
В настоящее время работаю с детьми подготовительного возраста, имеющими нарушения речи:
ОНР (II ур.), стёртая дизартрия – 4 ребенка;
ОНР (III ур.), стёртая дизартрия – 5 детей;
ФФНР, стертая дизартрия – 3 ребенка; ФНР, – 2 ребенка.
Успешное преодоление речевых нарушений возможно при тесной взаимосвязи специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей). Коррекционная работа простроена по схеме: РЕБЕНОК -> ВОСПИТАТЕЛЬ -> УЧИЛЕЛЬ — ЛОГОПЕД -> МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -> РОДИТЕЛИ -> РЕБЕНОК.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
В начале учебного года, совместно с учителем — логопедом Щербаковой Т.А., было проведено педагогическое наблюдение, с целью выявления особенностей развития каждого воспитанника.
Было замечено, что воспитанники без радости включаются в познавательную деятельность. Как правило, у таких детей слабая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Результаты педагогического наблюдения (приложение 1, начало года) показали, что связная речь дошкольников сформирована недостаточно: высокий уровень 0%; средний уровень 57, 2%; низкий уровень 42, 8%.
Взяв за основу мнение великих педагогов: Большова Т.В.; Ткаченко Т.А.; Козаренко В.А.; Ушакова О.С.; Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой и многих других, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.
Данная технология имеет:
- Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»»)
- Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
- Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Цель работы: «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ».
Задачи:
- Способствовать развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
- Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Для решения задач направлений развития и образования воспитанников в группе выбрала следующие образовательные технологии:
- здоровье сберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология интегрированного обучения;
- технология проектирования;
- игровые технологии;
- технологии предметно – развивающей среды;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология мнемотехника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. 1 Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят здоровье сберегающие технологии:
- Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.
- Динамические паузы помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них.
- Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.
- Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний.
- Сказкотерапия позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
- Музыкотерапия используется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.
1. 2 Личносто-ориентированные технологии
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс
Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т.д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо — плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.
1. 3 Технология интегрированного обучения
В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников. Использую:
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала ( «Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность
- обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:
- проблемные и игровые обучающие ситуации
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям)
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.)
- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей)
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
1. 4 Технология проектирования
Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель — ребенок, ребенок — родители, воспитатель — родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
1. 5 Игровые технологии
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. Понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
1. 6 Технологии предметно – развивающей среды
Для того чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр математики, Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки, Центр развития речи, «Веселые пальчики» — развитие мелкой моторики.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
1. 7 Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе активно внедряю новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, мастер – класс, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково — познавательную деятельность.
|