Сулейманова Альбина Ибрагимовна Г.Когалым 2019год. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Условия возникновения и становления опыта возникло в не совсем благоприятное время, когда существует проблема общей ослабленности поступающих в детский сад детей. Отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и дефицитом двигательной активности.
Сохранение психического и физического здоровья детей – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в нашем ДОУ.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8 % зависит от здравоохранения; в то же время более чем на половину – от его образа жизни.
Скачать конспект
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это ФГОС ДО, это Закон РФ «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Ответ на вопрос «Что такое здоровье?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия» Такое определение дала Торохова Е.И. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным бегай!»
Применение педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка, с учетом его состояния здоровья, склонностей, интересов, функциональных возможностей, составляет главный педагогический резерв здоровьесберегающего воздействия на воспитанников.
Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Первое, с чем я столкнулась — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека, оно является фундаментом физического и психического здоровья и имеет огромное значение. Поэтому в дошкольном детстве, именно работникам детских садов отведена особо значимая миссия – оздоровление детского организма, охрана здоровья и физическая подготовка малышей к обучению в школе и организации просветительской работы с родителями.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации совместной образовательной деятельности на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Поэтому передо мной возникли вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?
Общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы не предусматривают дифференцированного подхода к детям с индивидуальными особенностями и с ослабленным здоровьем, возникает необходимость внедрения новых, более совершенных, доступных и эффективных нетрадиционных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья детей
Также важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни проведён анкетный опрос по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье». Данные анкет говорят о том, что единицы, кто занимается с детьми закаливанием, спортом.
Актуальность опыта заключается в том, что проблема оздоровления основана на создании системы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Поэтому внедрение инновационных технологий и подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными-дидактами и разработчиками методики физического воспитания. Я выяснила, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. Так, известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:
- Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
- Формирование двигательных умений и навыков.
- Развитие основных двигательных качеств.
- Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
- Воспитание воли, смелости, дисциплины.
- Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Привитие организаторских навыков.
Т.И. Осокина выделяет такие задачи:
- Охрана жизни.
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
- Повышение работоспособности.
В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
- Охрана жизни и укрепление здоровья.
- Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.
- Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.
В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ, например: В.Г. Алямовская «Здоровье» (1993), Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник» (1996), В.Г. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления» (2000). ряд методических пособий направленных на оздоровление детей: «Технологии оздоровления тетей в детском саду» (Е.А.Бабенкова, О. М. Новицкая), «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» (Т. Г. Карепова)
Современные программы ориентируют педагога на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей детей, современных условий, широкого применения разнообразных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
На сегодняшний день педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения проведена большая работа по применению инновационных технологии в формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья детей, современные программы по оздоровлению детей с учетом возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей детей и умелому применению разнообразных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель моей работы: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремлении к сохранению и укреплению своего здоровья средствами здоровьесберегающих технологий.
Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи:
- Способствовать развитию у детей двигательной активности по средствам игр и игровых упражнений
- Способствовать оздоровлению детей при помощи средств движения, дыхательной гимнастики, технологии Су-джок -терапии, самомассажа, закаливания, ритмопластики
- Повысить степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности,
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка, через вовлечение их в совместную деятельность
- Обогащение предметно пространственной развивающей среды
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей сохранения здоровья детей посредствам широкого использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, которые позволяют укреплять здоровье воспитанников, прививать потребность в здоровом образе жизни, а также корректировать эти технологии в зависимости от конкретных условий.
Деятельностный аспект личного вклада
педагога в развитие образования.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2018 года – по май 2019 года. Работа по физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья дошкольников была разделена на несколько этапов.
I этап – подготовительный
Задачи:
- диагностика состояния здоровья и физического развития детей;
- выявление проблем, противоречий, нуждающихся в решении;
- анализ образовательных программ и здоровьесберегающих технологий
- обеспечение предметно пространственной развивающей среды для реализации инновационных программ;
II этап – практический (апробация отдельных технологий.)
Заботясь о здоровье детей, мы должны создать условия для их двигательной деятельности, чтобы детям хотелось заниматься спортом, больше двигаться, необходимо научить их играть в разнообразные игры. Одной из эффективных форм взаимодействия в детьми, является проектная деятельность. Это относится и к физическому развитию.
В своей работе я применяю проектную деятельность, поскольку суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт двигательной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но оздоровительную ценность. Мною были реализованы проекты: «Эти разные мячи» Цель проекта являлось:
Сохранение и укрепление здоровья детей через спортивные игры и упражнения с мячом.
В рамках проекта мы проводили беседы с детьми «Если бы не было мячей», «Мячи в различных видах спорта», «На что похож мяч» «Как мяч укрепляет здоровье», смотрели презентации «Эти разные мячи», «История возникновения мяча» и мультфильмы «Как утенок музыкант стал футболистом», «Необыкновенный матч»
На занятии- викторине «Из какой игры мяч», ребята по внешнему виду мяча определяли спортивную игру и рассказывали, как в нее играют.
Развивали умения и навыки в играх и упражнениях с мячом на занятиях по физкультуре. Упражнялись в прокатывании мяча двумя руками, подбрасывании и ловле мяча, перебрасывании друг другу, отбиванию мяча об пол
В совместной и самостоятельной деятельности проводились различные игры
«Попади мячом в корзинку», где ребята развивали ориентировку в пространстве и глазомер
С помощью игры «Прокати мяч в ворота» учатся регулировать силу и точность броска. Познакомились с настольной игрой «Баскетбол»
Очень нравились «Игры с массажными мячиками», направлены на развитие мелкой и крупной моторики»
Игра «Гольф» развивает силу и точность броска
Такие игры с мячом как «Съедобное не съедобное», «Скажи по- другому», направлены на развитие внимания, быстроту реакции и координации движений
Игры с набивным мячом «Меткий стрелок» тренирует мышцы рук
«Попади в обруч» регулирует силу и точность броска, содействует развитию ловкости и глазомера.
На прогулке вместе с детьми мы познакомились с элементами спортивных игр. Ребята активно играли в игру «Передай мяч другому», «Лови — бросай» На участке имеется спортивное оборудование футбольные ворота, для игры «Футбол», через перекладину мы учимся перебрасывать мяч на сторону противника (элемент игры волейбол), баскетбольное кольцо. для обучения забрасыванию мяча в кольцо.
Весте с детьми мы мастерили мячи из бумаги и рисовали свои любимые мячи.
Вместе с родителями и детьми в группе мы создали мини-музей мяча. Ребята приносили мячи из дома и у нас получилась вот такая выставка.
Родители стали активными участниками проекта вместе с детьми мастерили мячи из разного материала и разные по назначению
Были оформлены папки раскладушки «Игры с мячом»
«Как и из чего изготовить мяч для игры с ребенком»; также родители оформляли альбомы на спортивную тематику.
«Хотим быть здоровыми», Задачами были формирование у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
Создание предметной развивающей здоровьеберегающей среды
Для полноценного физического развития детей создана здоровьесберегающая развивающая среда. На площадке имеется спортивное оборудование. Ворота для обучения элементов игры футбол, горка, качели, баскетбольное кольцо, турник, различные дорожки на развитие равновесия при ходьбе.
В группе оформлен физкультурный уголок. В котором имеется нестандартное оборудование: султанчики, биль-боке, коврики «здоровья», диск здоровья, гантели, эспандер.
Для решения поставленных задач я использую различные здоровьесберегающие технологии:
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Весёлые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями
Утренняя гимнастика — важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.
Подвижные и игры- занимают важное место в формировании разносторонней личности, они оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, он упражняется в самых разнообразных движениях беге п/игры «Догони меня», «Кто самый быстрый», «Кот и мыши» «У медведя во бору», «Самолеты», прыжках п/игры «Огуречик», «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике» лазании, перелезании «Пролезь и не задень», «Котята и щенята», бросании и ловле «Лови-бросай», «Мяч через сетку»
Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применяли дыхательную гимнастику, закаливающее дыхание. Для развития дыхания использовали дыхательные и звуковые упражнения. Это — имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков. Игровое упражнение «Змейка»: «змейка вползает в нос и выползает через рот» — быстро и медленно. Большое внимание уделяется очистительному дыханию — вдох носом, прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз; вдох через левую ноздрю, затем выдох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок; «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны, в положении стоя, сидя и т.д.
Упражнение «Бабочка» Посадить детей за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. Упражнение «Ворона» Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное — приносит пользу здоровью
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на занятиях, особое место принадлежит заданиям на развитие мелкой моторики рук. Они имеют большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Пальчиковая гимнастика как во время образовательной деятельности, так и в режиме дня. Так же использую игры с массажным мячом, с различными предметами (карандаш, шишки)
Пальчиковая гимнастика. «Фантазёры». Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию
Су Джок терапия — это эффективный метод профилактики и лечения болезней. Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, а также, слегка укалывая каждый пальчик отдельно.
Дети с удовольствием массируют ладошки, пальчики несколько раз в день.
Шарики и пружинки Су-Джок — это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов. С ними дети знакомятся на занятиях «Познай себя», и находят их на своих пультах — ладошках
Игровой самомассаж. «Превосходное настроение». Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Игровой стретчинг. «Делай как я!». Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
Игры на релаксацию провожу в зале или группе, в зависимости от состояния детей и целей, определяю интенсивность технологии. использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, особенно при просмотре видеороликов и презентации. Упражнения «Зоркие глазки», «Язычок» очень любят
Гимнастику после дневного сна – провожу ежедневно после дневного сна, 5-10 мин, с элементами закаливания (босохождение по массажным дорожкам)
Закаливание.
Самым благоприятным временем для реализации потребностей в движении является прогулка, длительное пребывание на свежем воздухе полезно, двигательная активность детей во время прогулки направлена на их полноценное психо-физическое развитие. На прогулке я применяю закаливающие процедуры способствующие закаливанию детского организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды Солнечные и световоздушные ванны, ходьба по траве и песку, умывание рук и ног прохладной водой, ходьба по дорожке здоровья обеспечивает тренировку защитных сил организма
Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ
Спортивные праздники и развлечения организую летом на свежем воздухе «Праздник лета» «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья», «Морской круиз», «Пиратская вечеринка» зимой как на улице, так и физкультурном зале «Веселые старты», «Мой веселый звонкий мяч», «Зимние забавы». Развлечения способствуют формированию у детей выносливости, смекалки, ловкости, умению жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям. двигательной активности. приобщают детей к спорту и здоровому образу жизни.
Для полноценного физического развития создана здоровьесберегающая среда создана силами воспитателей и родителей, помогающая решать поставленные задачи физического в воспитания и отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная:
- Оборудован физкультурный уголок
- Оформлены мини-музеи «Эти разные мячи»
- В зале имеется спортивное оборудование: беговая дорожка, батут, велотренажер, фитнес мячи
- На прогулочном участке имеется спортивное оборудование: ворота для обучения элементов игры футбол, горка, качели, баскетбольное кольцо, турник, различные дорожки на развитие равновесия при ходьбе
- Разработана картотека подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, Су-Джок терапия, упражнений с массажным мячом, минутки вхождения в день, гимнастики для глаз, самомассажа
- Созданы альбомы «Спортивные игры с мячом», «Чтобы быть здоровыми»
- Изготовлены макеты спортивных игр
- Развивающие игры: Изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
- Подобрана художественная литература.
- Создана медиатека с презентациями и интерактивными играми.
Следует отметить, что работа по физическому в воспитанию дошкольников не осуществлялась бы в системе, без привлечения родителей
Взаимодействие с родителями осуществляется мной через:
- активное участие родителей в проектной деятельности ( «Хотим быть здоровыми», «Эти разные мячи», «К олимпийским вершинам с детства»);
- информационно-педагогические материалы, наглядная информация, консультации, выставки детских работ, обновление материалов сайта, которые позволяют родителям ближе познакомиться с особенностями работы по физическому воспитанию;
- объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по организации предметно-развивающей среды (изготовление нестандартного оборудования, оформление альбомов, мини-музей мяча);
- анкетирование по проблеме здоровьесбережения детей
- участие в совместных акциях: «Спорт – как альтернатива пагубным привычкам»;
- привлечение к проведению мастер-классов для детей и родителей;
- участие в совместных праздниках «Папа, мама, я- спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее»;
- участие в фотоконкурсах «Мы со спортом дружим», «Моя спортивная семья»
Огромную роль в решении поставленных мною задач, играет взаимодействие с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничества с которым способно принести много пользы. В своей работе активно использую воспитательный потенциал объектов социума. Это ФОК «Рубин», где мы проводим совместные соревнования и мероприятия. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые здоровьесберегающие технологии с детьми среднего дошкольного возраста и родителями, взаимодействие с социумом, способствуют формированию у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.
Содержание и средства применяемых форм и методов обеспечивают развитие ребенка среднего дошкольного возраста во всех пяти областях развития согласно ФГОС ДО (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития)
Диапазон опыта представлен методам, материалами семинар инновационных здоровьесберегающих технологий, мастер – классов, конспектами непосредственно образовательной деятельности, спортивных развлечений, подвижными играми, консультациями и развлечениями с родителями.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
- здоровьесберегающих приёмов для мотивации к здоровому образу жизни
- развивающих форм оздоровительной работы
-информационно-коммуникационных технологий для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий подтверждается следующей результативностью.
- Снизился уровень заболеваемости
- Повысился уровень двигательной активности у детей
- Проявляют интерес к подвижным играм с правилами и упражнениям в самостоятельной деятельности
- У детей повысился уровень развития физических качеств (кординация движений, развитие равновесия)
- Повысился уровень развития крупной и мелкой моторики
- Повысилась педагогическая компетентность родителей в воспитании здорового ребенка, через вовлечение их в совместную деятельность
- Имеют представление о некоторых видах спорта
Об этом свидетельствуют снижение уровня заболеваемости и данные педагогической диагностики. Оценка физического развития проводилась процессе выполнения детьми различных упражнений, на основе наблюдения, анализа результативности и качества выполнения практических заданий.
Сравнительная диаграмма уровня эффективности педагогических воздействий за 2018-2019 год.
В диаграмме уровня хорошо видно, что высокий уровень повысился на 13 %, а низкий — значительно уменьшился.
На уровне собственного педагогического опыта:
Разработка и реализация образовательных проектов: «Эти разные мячи», «Хотим быть здоровыми», «К олимпийским вершинам с детства»
- Участие и победа в районном и областном этапе акции «Спорт – как альтернатива пагубным привычкам» (создан видеоролик «За здоровьем в детский сад»»)
- За время работы над темой я повысила свою профессиональную компетентность по вопросам физического развития и укрепления здоровья средствами здоровьесберегающих технологий
На уровне дошкольного учреждения:
- наработан богатый практический материал (методический) по теме;
- возможность использования и усовершенствования данного опыта другими педагогами ДОУ;
- оснащение предметно — развивающей среды ДОУ нестандартным здоровьесберегающим оборудованием
- возможность использования и усовершенствования данного опыта другими педагогами ДОУ;
- оснащение предметно — развивающей среды ДОУ материалом:
- авторские дидактическое оборудование «Ворота футбольные», «Мостик здоровья», «Баскетбол», «Дорожки здоровья», «Бильбоке» «Мячи набивные»
- Презентации: «Движение – это жизнь», «История мяча», «Виды спорта с мячом», «Как мы можем закаляться»
- Дидактические игры: «Делай как я», «Из чего сделан мяч», «Подбери мяч к виду спорта»
- Альбомы: «Виды спорта с мячом», «Спортивные игры», «Чтобы быть здоровыми», «Закаляемся»
- групповые мини-музеи: «Эти разные мячи»
Подводя итоги о проделанной работе, я пришла к следующим выводам:
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволил эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Дал позитивную динамику оздоровления детского организма, позволил достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, снижение уровня заболеваемости, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.
Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьсберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
Можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Пока мой опыт работы по физическому развитию и сохранению здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий базируется лишь на уровне нашего детского сада.
Я разместила свой опыт работы на личном сайте http: //albina-77. ucoz. net/index/0-2
Данный опыт может использоваться в работе воспитателей старших и подготовительных групп, как опытными, так и начинающими педагогами. Он может быть рекомендован для использования в практике дошкольных образовательных учреждениях, включен в образовательную программу дошкольной организации и будет сочетаться с различными технологиями и моделями образовательного процесса.
Также планирую выступить с презентацией опыта работы на городском
методическом объединении
Литература и интернет-ресурсы.
- Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
- ЕмельяноваВ. Н., из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
- Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр. М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС, 2004
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Ерёменко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — Волгоград: ИТД Коррифей, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http: // nsportal. ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
- http: // festival. 1september. ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
- http: //pedmir. ru/ (занятие по валеологии) Масагутова И. З.http: //nsportal. ru
- http: //www. maam. ru
|