Структурное подразделение детский сад «Ромашка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр имени В.Н. Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Махмутова Эльхамия Вагизовна. 2019 год
Давайте детям больше и больше
содержания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В.Белинский.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Русские народные подвижные игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. По сей день, народные подвижные игры очень актуальны, и часто используются педагогами. Такие игры для детей ценны в педагогическом отношении: оказывают большое влияние на воспитание ума, дети знакомятся с устным народным творчеством, развивают нравственные чувства, физически укрепляют здоровье ребенка, формируют двигательные навыки, координацию движений, способствуют развитию физических качеств: быстрота, ловкость, выносливость, сила, глазомер, способствуют формированию моральных качеств и волевых черт личности. Использование в нашем детском саду народные подвижные игры для старшего дошкольного возраста позволяет нам приобщить детей к истоком народной культуры, сохранить связь времен, а так же способствовать усиленному физическому развитию.
Описание некоторых игр:
«Салки»
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному игроку в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три – смотри!» все открывают глаза. Тот, кому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я – салка!». Участники, прыгая на одной ноге, убегают от него. Тот, кого салка коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх и быстро произносит «Я – салка!». Игра повторяется.
Условия:
- если играющий устал, он может прыгать поочередно, то на одной, то на другой ноге
- когда салки меняются, всем разрешается вставать на обе ноги
- салка тоже должен передвигаться на одной ноге.
«Старые лапти»
На одной стороне площадки проводят черту – это город, где находятся все играющие. Пространство за городом – игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз прокатывают, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили, то осаленный становится водящим.
Условия:
- играющие должны брать с игрового поля только по одному мячу
- водящему разрешается на игровом поле переходить с одного места на другое.
«Филин и пташки»
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал «Филин» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином. Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя название тех птиц, голос которой они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, журавль).
Вариант: Дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?», «Мы голуби, где наш дом?», «Мы совы, где наш дом? Филин, называет место, где птицы должны жить. Птицы летаю по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
«Корзинки»
Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющие, чье имя назвали, убегают, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку. Дети водящей пары не должны убегать далеко от остальных играющих.
|