Федосова Ольга Алексеевна. Конспект НОД на тему: «Русские народные подвижные игры»

Конспект НОД на тему: «Русские народные подвижные игры» Конспект НОД на тему: «Русские народные подвижные игры»

Федосова Ольга Алексеевна – воспитатель МДОУ центра развития ребенка – детского сада №45 «Колосок» Московская область г.о. Подольск

Цель: продолжать знакомить с историей русского народа.

Задачи:

  • привлечь родителей к воспитанию детей совместно с детским садом;
  • формировать коммуникативные отношения;
  • привить любовь к Родине, к традициям русского народа;
  • продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;
  • создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями.

Предварительная работа: беседа с детьми о многообразии русских народных игр, о традициях русского народа; проведение спортивных мероприятий, посвященных русским народным подвижным играм; подведение итогов мероприятий – рисование понравившейся игры.

 

Оборудование: группа украшена ветками березы; в вазах стоят полевые цветы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов.

Ход занятия

Играет музыка, дети и родители рассаживаются на места. Воспитатель входит в группу в русском национальном костюме.

Воспитатель: Дорогие гости, сегодня необычный день. Мы с вами, как будто отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли наши предки даже поиграем в некоторые из них сами, вспомним, какую одежду носили, какую музыку слушали. А я в этом красивом национальном костюме буду вашим сопровождающим.

Я более чем убеждена, что русские народные игры, помогут нам и нашим детям, не потерять своеобразную невидимую связь с предками, и с нашей историей. Что касается детей, то предлагаю вам, хотя бы на минуточку, вернутся в свое детство. Вспомните, те прекрасные годы, когда вы были счастливы и беззаботны. Когда ничего вам не мешало наслаждаться прекрасными мгновениями.

Сегодня, я предлагаю вам, вспомнить о тех чудесных временах. Мы поговорим о самых популярных играх русского народа. Я уверена, что они смогут доставить удовольствие не только вам, но и вашим детишкам.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Народные подвижные игры часто сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Наличие правил и требование их исполнения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Дорогие родители, наши дети уже знают, кто придумал эти игры и почему они называются народными. А что вы скажете по этому поводу?

Родители: Эти игры придумал простой народ для развлечения в редкую свободную минуту, такие игры передавались из поколения в поколение и таким образом дошли и до наших времен.

Родители: Ведь игры и не только для развлечения придумывались, а еще и для случайного знакомства молодых людей. Ведь на Руси не знакомились на улицах или в автобусе, тогда все было строго и принято было сначала свататься, а потом общаться, а игры давали возможность сначала присмотреться и пообщаться молодым.

Родители: Да и не только поэтому, еще игры давали возможность помериться силами или выяснить без драки, кто прав, а кто виноват. Ведь были и такие игры, где, например, мерились силами.

Воспитатель: Дорогие родители, я очень рада, что наша беседа проходит в таком оживлении. А я еще могу добавить, что народ придумывал игры еще и для того, чтобы передать образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов России, потому что они сохраняют свой народный колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками. В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям.

Более того, если говорить об играх семейных, то я могу сказать, что народные игры являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

Играя с детьми, родителям надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Дорогие родители, а в какие игры вы сами играли в детстве?

Родители: «Ручеек», «Колечко-колечко», «Ударь по веревочке», «Золотые ворота», «Совушка».

Воспитатель: Да, это только малая часть игр нашего народа. Все игры и не вспомнишь. А вот мы с детьми подготовились к этому занятию и можем показать вам, как мы играем на занятиях физкультурой и на прогулках.

Ребята, давайте начнем с игры «У медведя во бору». Эта игра доступна и для детей младшего возраста, правила очень просты: Определяется берлога медведя – обруч в углу группы и дом детей на другой стороне группы. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" просыпается и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и игра начинается снова. В такой игре веселый настрой и крики радости обеспечены.

Воспитатель: Ребята, нравится вам играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, давайте ещё покажем нашим родителям игру «Алёнушка и Иванушка».

Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Алёнушка!». Алёнушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Иногда Иванушка принимает за Алёнушку кого-то из стоящих рядом детей и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Эта игра особенно нравится детям потому, что здесь дети наблюдают за собой как бы со стороны, поскольку глаза водящих завязаны и они только могут угадать, кого они поймали.

Русская народная игра «Аленушка и Иванушка».

Мороз — Красный нос.

По краям комнаты определяются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Водящий, т.е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз — Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ говорят:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и

«заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.

По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в

«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Народная русская игра «Горелки»

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад.

После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, там птички летят!" После чего водящий смотрит в небо.

После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону.

Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы вспомнили с вами некоторые игры детства наших бабушек и мам. Но таких игр очень много и мы с вами обязательно еще поиграем в них. А сейчас давайте попробуем нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии.

Дети рисовали некоторые эпизоды понравившихся игр, атрибуты к играм, костюмы русского народа, головные уборы.

Воспитатель: А теперь, дорогие родители, мы просим и вас принять участие в народных играх.

Предлагаю начать наши забавы с игры малой подвижности «Дружба».

Дети вместе с берутся за руки, начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу
Найдем себе друга
Найдем себе друга
Найдем себе дружка

По окончании текста, все останавливаются.

Воспитатель: Раз, два, три, друга себе найди!

После этих слов дети находят себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка. Звучит русская народная песня «Ах вы сени мои сени», под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

При последнем повторении игры педагог может произнести: Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать. В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

Воспитатель: Хорошо поиграли, все подружились, а теперь, дорогие наши гости, мы с ребятами проверим вашу внимательность!

Игра «Пол, нос, потолок». Эта игра очень проста, ее правила легко объяснить.

Правой рукой я показываю вниз и говорю: «Пол». Затем дотрагиваюсь до носа и говорю: «Нос», а потом поднимаю руку вверх и говорю: «Потолок».

Попробуйте повторить за мной: Пол, нос, потолок. (Родители повторяют и сопровождают слова движениями). А теперь самое интересное! Повторяйте за мной. «Нос» (показываю на потолок). Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Игра продолжается несколько раз с путающими движениями или словами. Темп игры увеличивается, все сопровождается смехом замечаниями детей.

Игра на внимательность «Пол, нос, потолок». А теперь снова поиграем вместе с нашими детьми.

Игра «Льдинки, ветер и мороз».

Дети вместе с родителями встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь!

По сигналу «Ветер» дети – льдинки разбегаются в разные стороны и медленно под музыку «Вальс снежинок» бегают кружатся на носках.

На сигнал «Мороз!» выстраиваются в круг и берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель: Спасибо вам, дорогие наши родители, за прекрасный вечер воспоминаний о временах наших бабушек. Надеюсь, эта встреча вам понравилась и мы ее когда-нибудь еще повторим. Есть еще множество игр для совместного время провождения. А теперь пройдемте на нашу выставку рисунков понравившейся игры ваших детей.

Играет музыка, родители рассматривают и комментируют рисунки, хвалят детей за старания.

Список литературы.

  1. Багуславская, З. М. Смирнов В. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]. — М.: Просвещение 2012. — 140 с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. — М.: Просвещение, 1988. –98с.
  3. История дошкольной педагогике в России // Хрестоматия для пед. Институтов. – М.: Просвещение, 2000. –С. 122
  4. Кручинский, В. В. Лето в разгаре // Дошкольное воспитание. — 2009. — №1. – С. 45-48.
  5. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию [Текст]. – М., 2000. -67с.
  6. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст]. — М.: Просвещение, 2010. -52с.
  7. Литвинова, И. Н. Детские народные подвижные игры [Текст]. — М.: 2010. — 34с.
  8. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст]. – М.: Детская литература, 1999. –111с.
  9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]. – М.: Просвещение, 2009. –170с.
  10. Покровский, Е. А. Детские игры преимущественно русские [Текст]. – М., 1887. – 64 с.
  11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст]. – М.: Просвещение, 2005. –119с.
  12. Ряховская, К. Н. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание. – 1990. -№6. –С. 43-50.
Просмотров: 711
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Абрамова Наталия Ивановна. Русские народные подвижные игры. «Палочка – выручалочка»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Русские народные игры для детей
  • Родоченко Наталья Григорьевна. Статья на тему: «Народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Белишева Наталья Васильевна. «Русские народные игры дошкольникам» Консультация для родителей.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ускова Галина Николаевна. Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры»
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Садриева Элеонора Альбертовна. Русские народные игры в детском саду
  • Баталова Т. А., Халявкина Г. Ф.. Проект «Русские народные игры»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Козырь Наталья Валерьевна Сангаджиев Василий Ахмедович Ковников Давыд Николаевич. Народные подвижные игры
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Татьяна Викторовна Сорокина. Презентация 'Развивающие игры для детей дошкольного возраста 'Давайте поиграем!'
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Мухаметшина Тензиле Рамиловна. Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь