Захарова Динара Мухаррямовна, воспитатель I квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 83 комбинированного вида», г.Саранск
Цель: сформировать у дошкольников интерес к русским народным сказкам; приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи.
Обучающие:
- Закрепить и обобщить знания детей о русских народных сказках.
- Сформировать умение узнавать знакомые сказки и называть героев сказки.
- Активизировать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас.
- Сформировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая.
Развивающие:
- Развить интерес к русскому народному творчеству.
- Развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение.
- Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
- Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок.
Оборудование: выставка книг со сказками; иллюстрации к русским народным сказкам; листы ватмана, фломастеры; дипломы для награждения участников; проектор, ноутбук, слайдовая презентация; магнитофон, декорации к сказке «Колобок», маски персонажей сказки.
Предварительная работа: чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, рассматривание иллюстраций, обучение составлению описательных загадок.
Словарная работа: знатоки, удивительный, век, чудеса, копилка.
Ход:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
(Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг со сказками).
Воспитатель: — Посмотрите на эти красочные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Ребята, что такое сказка?
Дети: — Это литературное произведение, где рассказывается о чем-то волшебном. В сказках происходят чудеса. Это волшебные истории.
Воспитатель: — Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.
- Ребята, сейчас я приглашаю вас в гости к сказке.
(Показ фрагмента передачи «В гостях у сказки»)
Воспитатель: Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
- Ребята, мы с вами прочитали много сказок. Чтобы выяснить, хорошо ли вы их знаете, сейчас проведем игру «Знатоки русских народных сказок». Знаток, это человек, который все знает. Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны будете дать правильный и полный ответ. Сегодня вы вспомните свои любимые сказки и даже станете героями одной из них. Кто знает ответы на все вопросы, тот станет самым лучшим Знатоком русских народных сказок.
Воспитатель: — А почему сказки называют народными?
Дети: — Их придумал народ.
Воспитатель: — Верно. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.
Воспитатель: — Ребята, мы начинаем игру.
1 задание «Загадки из сказки»
Воспитатель: Сказки просят: — А сейчас,
Вы друзья узнайте нас.
- Внимательно слушайте загадки и отгадайте название сказки.
1. Девочка из снега тут же ожила:
Ножкой шевельнула, ручкой повела.
Не любила солнце, не ждала тепла
И зачем с подружками по ягоды пошла?
(Снегурочка)
2. Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(По щучьему веленью)
3. Колотил, да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)
4. Ах ты, Петя – простота
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Кот, петух и лиса)
5. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
А дорога — нелегка,
А корзина — высока.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
2 задание «Угадай героя сказки»
Воспитатель: — Внимательно послушайте вопросы и назовите героев сказок.
-Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
-Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
-Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
-Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)
- Кто развалил теремок? (Медведь)
- Какой герой сказки напился водицы из копытца? (Иванушка)
-.Кого первым встретил на своем пути колобок? (Зайца)
Воспитатель:
Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки,
Отвечайте без подсказки.
Воспитатель: — Чему учат сказки?
Дети: — Сказки учат быть добрыми, смелыми, дружными.
Воспитатель: — Правильно, сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, любить свою Родину и защищать слабых.
3 задание «Волшебная коробочка»
Воспитатель: – Для следующего задания давайте сделаем большой круг. В этой волшебной коробочке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить, какие из них добрые, а какие злые. Если из коробочки вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу. Но если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.
Дети по очереди достают картинки и называют персонаж.
В итоге получается два круга – большой и маленький.
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала. (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла. (имитация движения)
Ой, яичко уронила. (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила. (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили. (наклониться)
И водой ее полили. (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим. (имитация еды)
И будем мы от репки здоровы и крепки. (показать "силу")
4 задание «Хорошо ли вы знаете сказки»
Воспитатель: — Сказки любят и дети, и взрослые. По сказкам ставятся спектакли, снимаются кинофильмы и мультфильмы.
Внимательно посмотрите отрывки из сказок, скажите название и чему учат эти сказки?
(По отрывкам из мультфильмов дети угадывают сказки)
- Сказка «Гуси-лебеди» учит любви к родным и близким, смелости. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
- Сказка "Волк и семеро козлят" учит, что нужно слушаться маму, что нельзя открывать дверь незнакомым людям.
- Сказка «Теремок» учит тому, что надо быть гостеприимным и дружелюбным, делать надо все сообща, всем вместе.
- Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка учит тому, что надо слушаться старших, как следует присматривать за младшими.
- Сказка «Царевна-лягушка» учит доброте, учит любить друг друга, быть трудолюбивым и заботливым.
- задание Игра «Художники»
Воспитатель: — Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Посмотрите на мольберт. Что вы видите?
Дети: — Желтый круг.
Воспитатель: — Я предлагаю вам превратить этот круг в известного сказочного героя.
На сметане мешен, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …… (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка, все вместе. Послушайте как. По очереди будете подходить к мольберту и пририсовывать колобку по одной детали: руки, ноги, глаза, рот, нос…
По очереди дети подходят к мольберту и рисуют Колобка
7 задание «Угадай-ка»
Воспитатель: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать как герой из сказки.
- Какую песенку пел Колобок?
- Что пела коза своим козлятам?
- Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
- Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
- Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
- Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Воспитатель: — Мы выяснили, что вы знаете и любите сказки. А где можно увидеть сказки?
Дети: — В театре, по телевизору.
Воспитатель: — Скажите, пожалуйста, кто показывает спектакли, сказочные представления?
Дети: — Артисты.
Звучит музыка из сказки
Воспитатель:
Уважаемые зрители!
Сказку посмотреть, не хотите ли?
Сказок много в мире сразу не прочтешь
Но такой как наша сказка, в книжке не найдешь.
Сказка всем знакома, но на новый лад.
И ее увидеть каждый будет рад.
Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.
Воспитатель: — Ребята все задания вы выполнили, на все вопросы ответили.
Я благодарю вас за участие в этой игре. Вы все показали хорошие знания о русских народных сказках и всем вам вручаются дипломы «Знаток русских народных сказок»
Детям вручаются дипломы «Знаток русских народных сказок».
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
|