Педагогическая статья "Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника"
Автор: Андреева Е.В. воспитатель 1 категории МБДОУ № 122 г. Оренбург
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с речью. Через слово ребёнок узнаёт о том, чего ещё не видели его глаза. Речь нужна детям чтобы общаться, понимать друг друга, передавать друг другу свои знания, умения, опыт. Чем больше слов дети знают и употребляют в речи, тем она богаче. Речь — величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача — развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить — это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
Задача педагога — познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи — моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок с использованием игрушек — маленьких человечков — при обучении детей грамоте.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности — это русские народные сказки. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, так как очень важно передать своеобразие жанра сказки. В большинстве своём сказки велики по объёму и запомнить их детям нелегко. Использование метода моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию предлагается и одобряется многими авторами. Существуют несколько методов моделирования сказок:
- Сериационный,
- Двигательный,
- Пространственный.
Но следует сказать, что работа в этом направлении должна быть поэтапной и проходить через всё дошкольное детство. И если подходить к этому грамотно, то уже очень скоро можно будет заметить первые результаты. Дети начинают наиболее активно отвечать на вопросы, используя в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. А самое главное, что дети хотят и умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки. Таким образом, используя методы моделирования сказок можно быть твёрдо убеждённым, что они дают положительные результаты.
Итак, воспитание дошкольника, способного воспринимать русскую народную сказку во всём её богатстве, — процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
|