Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ

Бояринцева А. В. Учитель-дефектолог МКДОУ д / с " Теремок» ЗАТО Первомайский, Кировская область

Общее недоразвитие речи- (ОНР) — системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом. У детей этой группы в большей или меньшей степени нарушается произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, не развивается связная речь. Выделяют четыре уровня речевого развития детей в зависимости от степени нарушения речевого развития.

Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно становиться на онтогенетический путь речевого развития, характерный для нормальных детей. Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности, значительнее и полноценнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В нашем МКДОУ д/с Теремок мы активно используем сказкотерапию. Сказка — один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение искусства магического, авантюрного или бытового характера с установкой на художественную литературу.

Сказкотерапия-это метод, который использует сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия через речь с окружающим миром. "Сказка — это первые и блестящие попытки русской народной педагогики" (К. Д. Ушинский).

 

Главным принципом сказкотерапии является целостное развитие личности ребенка.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим инструментом в работе с детьми со сложными нарушениями речи. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, рассеянность, неустойчивость внимания, агрессия, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и держать взятую на себя роль, не умеют четко выражать свои мысли и пересказывать.

Повседневная лексика преобладает между родителями и детьми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в невыразительную, скучную. Без яркости и цвета речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям? Сказка дает прекрасные примеры речи, подражание которой позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с нарушениями речи. Мы можем взять сказку, чтобы помочь детям овладеть лексикой и грамматикой, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научить ребенка соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют либо специальные упражнения для тренировки дыхания, либо упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании.

Путешествия по сказкам пробуждают воображение и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор для творчества.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная реальность, отличная от реальной. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказка-терапевтической работы с ребенком может быть проведена различными способами:

  1. Для работы может быть использована существующая авторская или народная сказка.
  2. Учитель и ребенок могут вместе сочинять сказку, драматизируя ее целиком или отдельные элементы.
  3. Ребенок (дети) может сочинить сказку самостоятельно.

Говоря о сказкотерапии или использовании сказок в развитии ребенка, необходимо учитывать, как педагогическую, так и психологическую составляющую. Дело в том, что:

  1. сказкотерапия-это очень древняя психотерапевтическая техника, используемая нашими предками;
  2. сказкотерапия является эффективным методом борьбы с собственными детскими страхами, тревогой, неуверенностью в себе;
  3. сказкотерапия позволяет "проиграть" ситуацию, т. е. в игровой форме, с минимальными эмоциональными потерями, в щадящем режиме преодолеть себя;
  4. значительно активизирует речевую деятельность ребенка, что не может быть учтено у детей с ОНР;
  5. терапия заключается в развитии коммуникативных навыков у детей, особенно у детей с речевой патологией.

В нашей работе мы решили совместить оба компонента, поскольку в ходе диагностики выявляются различные виды и разной степени выраженности проблемы самооценки детей. Решая задачи развития речи, мы действуем по этому алгоритму:

  1. Рассказ сказки педагогом 2-3 раза, т.е. 2-3 недели.
  2. Рассказ сказки педагогом с использованием театра би-ба-бо и использование фланелеграфа. (2-3 раза, т.е. 2-3 недели).
  3. Обсуждение сказки:
  • вопросы к сказке (понравилась вам сказка? Каких героев вы помните? На кого похожи герои? Кто из героев не понравился? Почему? Что бы вы сделали в данной ситуации?);

Обсуждая сказку, мы побуждали детей говорить-обсуждать. Таким образом активизируется речь, возникает диалог-беседа между учителем и детьми. Учитель помогает и при необходимости корректирует речь детей в рассказе.

  • отображение изображений;
  • рассказы детей о ситуациях из жизни (по аналогии);

Учитель предлагает детям вспомнить подобные ситуации из своего опыта.

4. Проводится игра-инсценировка.

Детей просят выбрать роли, педагог помогает детям с распределением ролей, учитывая их личностные особенности.

5. Заключительное обсуждение сказки.

Это, пожалуй, самый любимый момент работы. Во второй половине дня мы создаем особую атмосферу (приглушенный свет, сидя на ковре и т. д.) и мы ведем задушевные беседы. Мы анализируем нравственные аспекты сказочной ситуации, не прибегая, однако, к морализаторству. Дети говорят живо, многие используют в речи развернутые синтаксические конструкции. Конечно, у них есть ошибки в произношении и грамматике, но для нас важно, чтобы дети выражали себя во фразах, активно использовали словарный запас.

Подводя итоги работы, можно сказать, что использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует решению не только вопросов самооценки и регуляции поведения, но и активизации речевого общения, развития речи.

Просмотров: 775
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Субракова Ольга Александровна. Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Орлова Татьяна Владимировна. Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь