СЛАЙД 1:
Тема моего сегодняшнего сообщения: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития».
СЛАЙД 2:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования описывая целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включает умения ребенка владеть диалогической речью. Речь является основанием для развития таких видов детской деятельности как: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательской, игровой. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Скачать презентацию
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Исходя из задач программы От рождения до школы, по речевому развитию, на основе которой разработана ООП нашего ДОУ, я строю свое планирование работы с детьми в данной области.
СЛАЙД 3:
Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и во время режимных моментов.
Так же обращаясь к Стандарту, в котором говориться о том, что ООП должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, мне удалось сформулировать цель своей работы по развитию диалогической речи детей: обеспечение процесса развития диалогической речи дошкольников через формы речевого развития.
СЛАЙД 4:
Для успешного развития у детей диалогической речи наряду с работой воспитателя группы большое значение имеет речевое общение детей друг с другом, с педагогами детского сада и с родителями в повседневной жизни.
СЛАЙД 5:
В ходе развития диалогической речи детей я использую методы, разработанные Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой. Разрешите мне рассказать о каждом методе более подробно.
СЛАЙД 6:
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и во время НОД является беседы воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
Я разговариваю с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит ко мне с каким-нибудь вопросом или сообщением, но обычно именно я являюсь инициатором бесед. Беседы могут быть запланированными и непреднамеренными. Запланированные беседы планируются мной заранее. Непреднамеренные – возникают по инициативе детей или меня во время прогулок, игр, режимных процессов.
СЛАЙД 7: Для формирования диалогической речи я использую так же приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Я прошу повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения всегда узнаю у ребёнка, как он с ним справился.
Следующий, используемый мной метод, это метод чтение, описаный Тихеевой Елизаветой Ивановной в книги «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)».
Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют моим воспитанникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
СЛАЙД 8: Целенаправленное обучение диалогической речи происходит и во время речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Образовательная ситуация позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения.
Участие детей в ситуациях – проблемах способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях я привлекаю внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их.
Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение. У меня имеется картотека ситуаций-проблем, например, такая ситуация, которую должен решить ребенок, объяснив ее кукле-Незнайке звучит так: «В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?» Так же проблемные ситуации решаются детьми во время мотивации занятия, в которой необходимо предложить помощь герою в решении его проблемы.
Ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его. Данная речевая ситуация может хорошо прослеживаться во время рефлексии на занятиях, где ребенок может самостоятельно проанализировать полученную информацию и оценить ее.
СЛАЙД 9: Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.
Я использую подвижные игры, которые содержат диалоги ( «Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры- инсценировки и игры-драматизации. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
СЛАЙД 10:
Организация пространства общения.
Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому в групповой комнате я организовала мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и другое, в группе есть мольберты, фланелеграф, магнитные доски.
Для того чтобы дети обжили пространство общения я побуждаю их к самостоятельному пользованию различных центров группы; объединяю детей в инсценировках, игра; вовлекаю родителей в жизнь детского сада.
Всё это воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста.
СЛАЙД 11: Обучение на занятиях – составляющая педагогической культуры дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации. Обучение детей родной речи провожу в жанре сценариев активизирующего общения.
Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:
- мотивация
- слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка)
- элементы костюма воспитателя и детей
- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).
СЛАЙД 12: На этом слайде разрешите задержать ваше внимание на планировании образовательной деятельности, где красной чертой проходит развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 13: Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, я провела анкетный опрос.
С помощью анкетирования были получены следующие результаты:
70% родителей не представляют, какую работу по развитию речи проводят воспитатели дошкольного учреждения;
60% родителей считают, что работа по развитию речи это забота воспитателей;
30% родителей считают, что работа по развитию речи производится совместно воспитателями и родителями;
75% родителей не имеют знаний в области развития речи, основываются на свой жизненный опыт;
85% очень редко читают своим детям литературные произведения (реже 2 – 3 раз в неделю).
Проанализировав данные анкеты, я опередила проблемное поле и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье.
Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии диалогической речи детей». Целью данного собрания было – объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития диалогической речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем.
В приемной нашей группы я оформила информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста». В дальнейшем я размещала информацию следующего характера: книги, которые следует читать детям; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки и другое. Так же на стенде размещается информация по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.
Следующая форма работы с родителями – день открытых дверей. Здесь родители получили возможность увидеть непосредственно — образовательную деятельность, в процессе которой я показала, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.
СЛАЙД 14:
Завершая свое выступление, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на воспитателя. Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятии они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строим свою речь мы, воспитатели: "Скажите МНЕ…", "Все глазки на МЕНЯ…"; следствие этого – детские фразы: "А ОН сказал…", «ОНА меня обидела» и т.д. Стоит только исключить воспитателю из своей речи глаголы в прошедшем времени: "СелиЛИ…", "ДостаЛИ карандаши…" и отражать в словах факт своего сопричастия к обучению, совместного сотрудничества: "Предлагаю нам открыть краски» … Предлагаю вместе поиграть в игру…" и т.д., как мы обнаружим, что стали ближе детям, а значит, по-настоящему диалогичнее. Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к ребенку, как к чистому листу бумаги, мы сможем организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим детям, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем коммуникабельность.
|