Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

Гаврилова Екатерина Владимировна, Студентка 5 курса факультета коррекционной психологии и педагогики Шадринского государственного педагогического университета

Проблема формирования диалогической речи детей – это одна из самых актуальных в теории и практике логопедии. Речь, являясь средством общения и показателем мышления, она рождается в процессе общения и развивается в общении.

Психологи (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) характеризуют общение как один из важнейших условий развития детей, их личностного формирования, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, ориентированного на познание и оценку самого себя.

 

Диалогическая речь или диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи, состоит из отдельных высказываний — реплик. Диалог — это цепочка последовательных речевых реакций. И как форма речи, диалог осуществляется в виде беседы двух или нескольких участников речевого общения.

Согласно исследованиям В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, детский диалог зачастую появляется не с целью непосредственно самого разговора, и соотносится с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности.

Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета о котором идёт речь. В диалоге большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика, а также средства интонационной выразительности.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штаммы). Простейшие формы диалога (например, реплики – высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания.

В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединённую цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство». Достаточное ( «исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, – критерии связности развёрнутой диалогической речи.

В диалоге собеседники демонстрируют осмысленную связь высказываний в совместном рассуждении: связь вопроса и суждения, суждения и императива, вопроса и его оценки.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

  • психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент)
  • доверие к намерениям собеседника без оценки его личности (принцип доверительности)
  • восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственное мнение общественное решение (принцип паритетности)
  • общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации)
  • разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

У многих детей в настоящее время отмечаются те или иные речевые недоразвития. Согласно характеристики, данной Р.Е. Левиной у детей с ОНР III уровня крайне медленно происходит образование и закрепление речевых форм, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, у них прослеживается стойкое фонетическое недоразвитие, преобладание в речи имен существительных, то еть бедность атрибутивного и предикативного словаря. У детей ОНР снижена речевая активность. В речевое общение они вступают реже ем их сверстники с условно принятой возрастной нормой.

Работа по формированию диалогической формы речи работа основана на исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой.

Важнейшим условием формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, по мнению А.Г. Рузской, является создание речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня рекомендуется осуществлять в двух формах: в свободном речевом общении и на специально организованных занятиях. В свободном речевом общении средством формирования диалогической речи выступает неподготовленная беседа, которая может проводиться во время режимных моментов: во время прогулки, в игре и т.д.

Неподготовленной беседой считается лишь для детей, педагогу необходимо всегда быть подготовленным к любому виду общения. Подготовленность педагога заключается в том, что выступая в качестве носителя грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью обучает воспитанников языку.

На логопедических занятиях по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно использовать сюжетные картинки. Рассматривая сюжетные картинки, дети учатся строить цепочку высказываний, учатся выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а также отрабатывать произносительные и грамматические навыки, знакомиться с новыми словами.

Именно поэтому беседы во время занятий и разговоры педагогов с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, ежедневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

Мы считаем, что как методические приемы они являются универсальными, так как возможность продемонстрировать образцы разнообразных реплик и выполнять правила диалога в них сочетается с привлечением дошкольников к воспроизведению данных образцов.

В беседе педагог:

  • конкретизирует и систематизирует опыт детей, то есть те представления и знания о жизни людей и природы, которые получены дошкольниками в процессе наблюдений под руководством педагога и в различной деятельности в семье
  • воспитывает у детей правильное отношение к окружающему
  • формирует у детей умение целенаправленно и последовательно излагать свои мысли, не отвлекаясь от темы бьеседы
  • развивает навыки в простой и доступной форме излагать свои мысли.

В трудах Г.М. Кучинского указывается, что формированию диалогической речи служит прием совместного составления детьми рассказа: одни ребенок начинает рассказ, другой его продолжает, третий заканчивает. Дошкольники сами выбирают себе собеседника, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Сюда можно отнести сочинение по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по набору игрушек.

Большую роль в формировании диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня играют дидактические игры или игры с правилами, но только в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Целесообразно организовывать такие игры как на специально организованных занятиях, так и в рамках свободной речевой деятельности.

Коллективные речевые занятия способствуют формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для этого можно использовать задания с разрезными картинками, на составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Высокую побудительную силу имеет прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при составлении рассказа по сюжетной картинке.

Таким образом, развитие диалогической формы речи имеет большое значение в процессе речевого развития старших дошкольников, однако, коммуникативная деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня заметно отличается от коммуникативной деятельности их сверстников с нормальным речевым развитием. Это обусловлено специфическими особенностями общения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, вызванными недоразвитием языковых компонентов. Нарушение речевого развития детей оказывает воздействие на формирование и становление коммуникативной деятельности, как с взрослыми, так и со сверстниками, и речевой деятельнояти в целом.

Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания, а также обеспечиваются условия, способствующие решению данной проблемы.

Список использованных источников

  1. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 128с.
  2. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М. Совак. – М.: Академия, — 2009. – 331 с.
  3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
  4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / под ред. Смирновой Т.Н. – М.: Наука, 2010. – 352 с.
  5. Выгoтcкий, Л.C. Мышлeниe и рeчь [Тeкcт] / Л.C. Выгoтcкий. – М.: Лaбиринт, 2010. – 249 c.
Просмотров: 947
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Берученко Наталья Леонидовна. ИГРОВОЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Тер-Григорян Юлия Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Кулиш Надежда Николаевна. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Люшакова Александра Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь