Аннотация: в представленной статье рассматривается вопрос об особенностях грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого был проведён анализ диагностических методик разных авторов и методик по формированию грамматического строя речи, разработан ряд собственных диагностических заданий на материале логопедических диагностических игр. Работа включает в себя описание организации, проведения и анализ результатов практического исследования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: грамматический строй речи, особенности формирования грамматического строя речи, общее недоразвитие речи.
Учитывая непрерывное увеличение численности дошкольников с речевым недоразвитием, вопрос освоения грамматического строя занимает стержневое место в логопедии, а проблема методики его формирования и корректировки является одной из основных. Ребёнку необходимо усвоить морфологический (словообразование и словоизменение) и синтаксический уровни грамматической системы. Особые затруднения в формировании грамматического строя речи встречается у детей с общим недоразвитием речи.
Под грамматикой понимается раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов) [1]. Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.
Важнейшие единицы грамматики (так называемые, грамматические единицы) — это морфемы, слова, синтагмы, предложения и тексты [5]. Все эти единицы характеризуются определённым грамматическим значением и определённой грамматической формой [16].
Р. Е.Левиной выработана периодизация уровней проявления ОНР: «от совершенного отсутствия речевых средств коммуникации до развернутых форм связной речи с компонентами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» [42]. Всякий уровень описывается некоторым соотношением и личного недостатка и вторичных проявлений, затормаживающих вырабатывание зависящих от него компонентов речи[42].
Р.И. Лалаева совместно с Н.В. Серебряковой также отмечают, что в ситуации общего недоразвития речи усвоение грамматического строя протекает труднее, чем усвоение активного и пассивного словаря. Это определено тем, что грамматические смыслы являются абстрактными.
Грамматические словоизменительные формы, словообразовательные модели, виды предложений возникают у детей при речевом недоразвитии, как правило, в той же цепи, что и при норме речевого развития. Оригинальность усвоения грамматического строя речи у детей при общем недоразвитии речи обнаруживается в замедленном темпе освоения, в дисгармонии формирования синтаксической и морфологической систем языка, смысловых и формальных языковых составляющих, в искривлении общей полноты речевого формирования[41].
В работах таких исследователей, как Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при речевом недоразвитии:
- неверное применение числовых, родовых, падежных флексий имен существительных, местоимений, имен прилагательных;
- неверное использование родовых и падежных флексий у количественных числительных;
- неверное согласование существительных и глаголов, местоимений и глаголов;
- неверное применение родовых и числовых флексий у глаголов в форме прошедшего времени;
- неверное использование предложно-падежных конструкций.
В настоящее время разработкой методик обследования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста занимаются многие авторы. Каждый из них предлагает свою систему анализа уровня развития навыков словоизменения и словообразования. Здесь можно назвать таких авторов, как Г.В. Чиркина, Е.Ф. Архипова, Л.Г. Парамонова, Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина, Л.В. Ковригина.
Для изучения уровня развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи целесообразно использовать методику Е.Ф. Архиповой[3]. Целью исследования по данной методике является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания. В книге Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной[66] предлагается методика, сочетающая традиционные для логопедической практики приемы с нейропсихологическими методами обследования речи.
Л.Н. Ефименковой предложено проведение обследования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи фронтально. При проведении фронтального обследования грамматического строя речи необходимо соблюдать следующие требования: наглядный материал должен быть изготовлен идентично для каждого ребенка, если того требует задание, подвижен (дети во время занятия могли бы обмениваться картинками или игрушками) [17].
Согласно Л.В. Ковригиной, использование психолингвистического подхода при изучении предложно-падежных форм имен существительных с пространственным смыслом дает возможность выявить качественные особенности нарушений, связанных с нарушением операций сопоставления языкового знака и смысла, отбора формообразующих средств языка, (предлоги, флексии) как самостоятельных дискретных знаков, и последующего сочетания морфем смыслообразующих и формообразующих в грамматическую форму существительного как цельный формальный и семантический комплекс[32].
В хорде работы был проведён анализ подходов и методик по преодолению нарушений формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Методический аспект формирования грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи рассматривается Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Л.Г. Парамоновой, Е.И. Тихеевой, Л.В. Ковригиной и другими.
Оптимальное условие для формирования полноценного развития граммати-ческого строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов. Вне такой работы в условиях стихийного формирования языковых обобщений, как показывает опыт, путь овладения грамматического строя языка оказывается не оптимальным, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях и более или менее значительные задержки в речевом развитии детей, и гибкость, и неполноценность ряда грамматических навыков и умений детей.
Согласно Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, в ходе вырабатывания словообразования у детей при общем недоразвитии речи нужно уделить центральное внимание организации, прежде всего, системы продуктивных моделей словообразования. Для вырабатывания и закрепления данных моделей уточняется связь между смыслом морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Заключительным этапом работы является закрепление моделей словообразования в ходе преднамеренно собранных упражнений. В целом, данными авторами выделено три стадии логопедической работы по развитию словообразования у детей с общим недоразвитии речи: 1) закрепление наиболее продуктивных моделей словообразования; 2) работа над словообразованием менее продуктивных моделей; 3) уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей[41].
Предложенная Е.В. Назаровой модель коррекционно-педагогического воздействия, базирующаяся на планомерной отработке психолингвистических операций номинации и предикации, включает в себя три последовательно сменяющих друг друга этапа: пропедевтический, основной, закрепляющий[46].
Л.Г. Парамонова рекомендует в целях формирования навыков словоизменения организовать индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии[49]: специальные дидактические и развивающие игры, занимательные упражнения, беседы, совместные практические действия, наблюдения, экскурсии, методически продуманные поручения и трудовые задания детям и др.
Е.М. Илюхина обращает внимание на то, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, только традиционные формы коррекционной работы часто бывают недостаточными. В таких случаях логопеды и другие специалисты используют дополнительные нетрадиционные формы коррекционной работы (психомоторные тренинги, арттерапия, элементы сказко-терапии) [27].
Согласно Л.В. Ковригиной, содержание целенаправленной логопедической коррекционной работы должно быть выработано с учетом деформированных закономерностей вырабатывания грамматического строя и операций грамматического построения высказываний со значением пространства у детей при речевом недоразвитии. Такая логопедическая работа, должна быть направлена на формирование нарушенных операций, способствовать одолению срывов форм предложно-падежных имен существительных со смыслом пространства в речи импрессивной и экспрессивной[32].
В этом исследовании контрольная группа была сформирована и обследована для того, чтобы видеть разницу выявленных нарушений грамматического строя речи между детьми экспериментальной и контрольной групп, и дальнейшего описания логопедической работы по коррекции нарушений у детей 5-7 лет с ОНР. Обследование детей проводилось индивидуально с каждым ребенком, в свободное от занятий врем, я на протяжении двух недель практического исследования проводился контроль за уровнем формирования грамматического строя речи.
Игровые методики широко распространены в коррекционно-логопедической работе. В логопедических целях игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). В игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Анализ полученных данных показал, что общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормой слуха и интеллекта отмечается позднее становление речи, дефекты произношения, словообразования и словоизменения.
Ссылки на источники:
- Адмони В.Г. Грамматический строй как система и общая теория грамматики – М.: Русский язык, 2010. -654с.
- Архипова Е.Ф, Стёртая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.
- Бондарко А.В. Теоретические проблемы русской грамматики. – СПБ.: Речь. 2002. — 324с.
- Диброва С. И. Современный русский язык: теория, анализ / С.И. Диброва. – М.: Академия, 2011. – 507с
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Илюхина Е. М. Авторские речевые игры для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. URL: http: //festival. 1september. ru/articles/639400/ (дата обращения: 31. 03. 2020)
- Ковригина Л. В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Автореферат дисс. канд. пед. наук. – СПб., 2002. – 43с.
- Назарова Е. В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: Автореферат дисс. канд. пед. наук. – М., 2000. – 44 с.
- Паромонова Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Питер, 2004. – 277с.
|