Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор:
Калинина Юлия Николаевна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородской области
В современном мире огромную роль в развитии гармонично развитой личности играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи, развитие связной речи. У детей с общим недоразвитием речи можно выделить ряд общих проблем: в первую очередь – это нарушение общения, во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка. В связи с этим перед методикой встает вопрос о выборе средств развития речи.
Театрализованная деятельность способствуют активизации звукопроизносительной стороны, лексико-грамматической составляющей речи ребенка, связной речи, овладение литературным языком выводит ребенка на развитие интеллектуальной деятельности и образованности.
Роль театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребенка велика. Театр для ребенка является чем-то сродни игре, в которую ребенку дошкольного возраста так легко вжиться. Зрелищное мероприятие захватывает чувства ребенка за счет красок, яркостью и постоянной динамичностью, сменой обстановки и эффектом непредсказуемости и неожиданности, что доставляет детям много радости и удовольствия.
Театральная деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.
И.Г. Вечканова отмечает, что театрализованная деятельность задана художественным произведением или заранее оговоренным сюжетом реальности, что в свою очередь требует от дошкольника большего подчинения сюжету (если сравнивать с сюжетно-ролевой игрой), но не исключает и творчества (Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Текст ]/ И.В. Вечканова- СПб.: КАРО, 2006. — 78 с.).
И.В. Никанорова, Л.П. Бочкарева, И.Я. Медведева в своих исследованиях отмечают, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения (Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников[Текст]: методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию/ Л.П. Бочкарева. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.З. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст]/Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художники Б.Л. Аким. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. — 240 с.Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников[Текст]: Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф – Казань: Бук, 2014. – 128 с).
Организация и методика театрализованной деятельности широко представлена в работах педагогов и методистов А.П. Николаичева и Л.С. Фурмина отмечают, что благодаря театрализованной деятельности дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения (Николаичева, А.П. Инсценирование литературных произведений [Текст]/ А.П. Николаичева – Дошкольное воспитание, 1980. — №10. 31, 50Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок [Текст]/ под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.87-99.).
Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (Акулова, О.А. Театрализованные игры [Текст]/ О.А. Акулова –Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – 24 с.):
- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);
- исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);
- оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Традиционно подготовка к театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов:
- восприятие произведения, ознакомление дошкольников с литературным или фольклорным произведением. Беседа о прочитанном, пояснение содержание, выделение героев с различными чертами характера;
- выделение частей в произведении, выяснение мотивов действий персонажей;
- музыкально-ритмическое сопровождение (выбор музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле);
- работа над частями произведения, репетиция отдельных частей;
- репетиция с костюмами всего спектакля;
- премьера спектакля;
- подготовка рисунков по спектаклю, обсуждение спектакля, выставка фотографии (с речевыми комментариями).
Дети учатся оценивать исполнение, понимать, что конечный результат зависит от каждого. В методической литературе выделяю следующие приемы активизации участия детей в театрализованной деятельности: позволить выбрать дошкольнику роль по желанию; назначить на главную роль застенчивого ребенка; распределять роли по карточкам (Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников[Текст]: Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф – Казань: Бук, 2014. – 128 с).
Театрализованная деятельность способствует раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.) (Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. [Текст]/ Л.В. Артметова – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.).
Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
И.Я. Медведева указывает на то, что театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе. Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй, что находит выражение в связной речи (Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст]/Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художники Б.Л. Аким. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. — 240 с.).
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться, а это очень важно детей с общим недоразвитием речи. В процессе озвучивания роли, происходит улучшение диалогической речи, её грамматического строя. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность. Это обусловлено тем, что актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи) (Бурцева, В.В. Театрализованная деятельность детей как средство преодоление речевых нарушений. Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем [Текст]: материалы междунар. заоч. электрон. науч. конф. /В. В. Бурцева – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 248 с).
В.В. Бурцева раскрывает важность использования в театральной деятельности стихотворных текстов. Она указывает на то, что стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект (Бурцева, В.В. Театрализованная деятельность детей как средство преодоление речевых нарушений. Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем [Текст]: материалы междунар. заоч. электрон. науч. конф. /В. В. Бурцева – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 248 с).
Ребенок, усваивая свою роль, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны педагога организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Таким образом, использование театрализованной деятельности как метод формирования связной речи, позволяет развивать коммуникативные навыки, навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Из этого следует, что театрализованная деятельность как метод формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует повышению уровня речевого развития.
Список литературы
- Акулова, О.А. Театрализованные игры [Текст]/ О.А. Акулова Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – 24 с.):
- Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников[Текст]: методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию/ Л.П. Бочкарева. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.З. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст]/Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художники Б.Л. Аким. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. — 240 с.
- Бурцева, В.В. Театрализованная деятельность детей как средство преодоление речевых нарушений. Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем [Текст]: материалы междунар. заоч. электрон. науч. конф. /В. В. Бурцева – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 248 с).
- Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Текст ]/ И.В. Вечканова- СПб.: КАРО, 2006. — 78 с
- Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст]/Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художники Б.Л. Аким. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. — 240 с.). (Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. [Текст]/ Л.В. Артметова – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.).
- Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников[Текст]: Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф – Казань: Бук, 2014. – 128 с).
- Николаичева, А.П. Инсценирование литературных произведений [Текст]/ А.П. Николаичева – Дошкольное воспитание, 1980. — №10. 31, 50Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок [Текст]/ под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.87-99.).
- Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников[Текст]: Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф – Казань: Бук, 2014. – 128 с).
|