Никишова Елена Ивановна – воспитатель Детский сад № 69 ОАО «РЖД»
- Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становится больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче “кусаются”. Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имею честь работать, на вопрос, заданный Вам в начале своего повествования, абсолютное большинство ответило отрицательно (т. е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в большом городе, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.
Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети “бывают в театре” как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что я считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах — оптимальным решением.
Этапы и направления работы.
Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Этим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).
Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над драматизацией:
- Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);
- Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
- Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
- Совершенствование монологической и диалогической форм речи;
- Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Для решения вышеназванных задач рекомендуется использовать различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное, спецификой детской театрализованной деятельности. В одних, дети играют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок исполняет свою роль. В других, дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т. к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг — ведь существует Программа, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.
Этапы работы
(на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)
- Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей – обязательно, считаясь с личными пожеланиями.
- Обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья и т.д.)
- Разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
- Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
- Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик — коза, обязательно обсуждаем звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
- Репетиции с задействием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент — общая игра-драматизация)
Коррекционная работа
- Артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”);
- Задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
- Коррекционно-развивающие игры на:
- развитие памяти с расширением словарного запаса — “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки — припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам
- слуховое восприятие — “узнай по описанию героя сказки”, “нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы
- логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок)
- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух — …”
- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование)
- звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”)
- воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво …”, “капельки росы сверкают на солнце, как…”
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)
- лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)
- Упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (т. е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент — страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
- Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
- Игры — драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)
Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).
И, напоследок, хочется сказать, что мы — не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами, и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.
|