Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.

Никишова Елена Ивановна – воспитатель Детский сад № 69 ОАО «РЖД»

- Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становится больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче “кусаются”. Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имею честь работать, на вопрос, заданный Вам в начале своего повествования, абсолютное большинство ответило отрицательно (т. е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в большом городе, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.

 

Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети “бывают в театре” как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что я считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах — оптимальным решением.

Этапы и направления работы.

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Этим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).

Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над драматизацией:

  1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);
  2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
  3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Для решения вышеназванных задач рекомендуется использовать различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное, спецификой детской театрализованной деятельности. В одних, дети играют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок исполняет свою роль. В других, дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т. к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг — ведь существует Программа, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы

(на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

  1. Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей – обязательно, считаясь с личными пожеланиями.
  2. Обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья и т.д.)
  3. Разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
  5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик — коза, обязательно обсуждаем звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
  6. Репетиции с задействием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент — общая игра-драматизация)

Коррекционная работа

  • Артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
  • Коррекционно-развивающие игры на:
  • развитие памяти с расширением словарного запаса — “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки — припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам
  • слуховое восприятие — “узнай по описанию героя сказки”, “нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы
  • логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок)
  • ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух — …”
  • грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование)
  • звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”)
  • воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво …”, “капельки росы сверкают на солнце, как…”
  • развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)
  • лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)
  • Упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (т. е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент — страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
  • Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
  • Игры — драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).

И, напоследок, хочется сказать, что мы — не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами, и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Просмотров: 412
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Евсюкова Людмила Яковлевна. Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Еремина Елена Викторовна. ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
  • Кидярова Екатерина Евгеньевна. Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Романовская Татьяна Анатольевна. «Роль театрализованной игры в развитии речевых навыков детей младшего дошкольного возраста»
  • Фомина Елена Валерьевна. Сценарий для постановки новогодней сказки в кукольном театре 'Как колобок за елкой ходил'
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь