(экологическое воспитание, познавательное развитие)
Цель: создать условия для познавательного развития детей старшей группы.
Задачи:
Образовательные задачи: создать условия для знакомства детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух, вода). Вызвать желание беречь и охранять природу, формировать знания о том, какие действия вредят ей, а какие способствуют восстановлению. Формировать представления детей о значении фильтра для очистки воды и воздуха.
Скачать конспект
Закреплять знания о свойствах некоторых предметов (магнита). Побуждать к проведению опытнической работы, используя предложенный лабораторный материал. Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию
Развивающие задачи: развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность – рассуждать, аргументировать суждения), способствовать совершенствованию уровня практических трудовых навыков по пересадке комнатных растений.
Развивать воображение детей в изодеятельности, конструировании.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.
Оборудование:
Игрушка робот, ДВД диск со слайдами с изображением природы, экологических катастроф, ноутбук, наборы для экспериментирования: колбы, конусы и ватные фильтры, мерные стаканы, демонстрационный материал для показа способов очистки воды от грязи пластиковый контейнер, целлофановые пакеты, рассада комнатных цветов, садовый инвентарь для пересадки комнатных растений, фартуки, перчатки, лейки с водой, цветочные горшки, клеенка, земля для пересадки цветов. Конструктор ЛЕГО (мелкий), тесто для лепки, емкость с различными видами конструктора: железный, пластмассовый, деревянный, магниты, пластиковые тарелки.
Предварительная работа:
- Беседы о роли природы в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций «Экологическая катастрофа — что это такое?»
- Проведение экспериментов с водой, воздухом, магнитом.
- Наблюдение за водой, воздухом, почвой, растениями на прогулке.
- Высадка и пересадка комнатных растений и цветов в клумбу.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог обращает внимание на разбросанные игрушки на ковре, дети предлагают помочь навести порядок. В конце трудовой деятельности педагог незаметно включает игрушечного робота, который стоит на стеллаже с игрушками. Робот начинает что-то говорить, дети обращают на него внимание.
Педагог: Что случилось с нашим роботом? Почему он заговорил? Что он хочет нам сказать?
Дети замечают в руке у робота диск и предлагают воспитателю посмотреть, что на нем записано. Диск открывают в ноутбуке. Появляется картинка с
поломанными роботами и разбросанными деталями и «экологические» картинки: дымят заводы, загрязнена вода в море и реке, поломанные деревья,
засохшие цветы, пожар в лесу, заболевшие птицы.
Педагог спрашивает у детей: что бы могло значить это послание?
Дети предлагают свои варианты и приходят к мнению, что на планете случилась экологическая катастрофа и нужно помочь жителям справится с проблемами.
Педагог спрашивает у детей: «Как мы можем помочь? Что мы можем сделать для жителей другой планеты?
Дети рассказывают о факторах, загрязняющих воздух, о том, что можно сделать, чтобы воздух на планете стал чище. Проводится мозговой штурм
«Чтобы ты сделал для очищения воздуха, если бы был директором завода?».
Педагог удивляется, как можно говорить о воздухе, если мы его не видим, и как мы поймем, что вокруг нас есть воздух?
Дети предлагают наполнить воздухом целлофановые пакеты и показывают, как это сделать.
Педагог: какие еще проблемы были на планете? (дети отвечают- загрязненная вода). Педагог предлагает детям научиться очищать воду при помощи фильтра.
Участники НОД подходят к столу, на котором стоят пустые стеклянные колбы, воронки, ватные спонжи (фильтры), загрязненная вода. Воспитатель проводит опыт, при помощи которого наглядно знакомит детей с очисткой воды при помощи ватного фильтра. После этого предлагает детям попробовать очистить воду таким же способом самостоятельно.
После опыта по очистке воды педагог обращает внимание детей, что в послании все роботы были поломанные. Что же делать? Дети предлагают свои варианты решения проблемы, один из них- помочь с деталями, так как в группе много разных видов конструктора. Педагог просит принести коробку с конструктором. Дети приносят. Выясняется, что весь конструктор перемешался. Как быть? Перебирать долго, конструктор нужен срочно…
Дети совещаются и предлагают воспользоваться магнитом для того, чтобы быстрее отделить металлический конструктор от пластмассового и деревянного. Педагог предлагает разделиться на пары и достать при помощи магнита все детали железного конструктора. Дети выполняют это задание
(один ребенок магнитом собирает детали, другой — снимает и складывает в коробочку).
Педагог обращается к детям: «Как вы думаете, мы все сделали для жителей другой планеты?»
Дети напоминают, что в послании были картинки, на которых изображены завядшие цветы и больные птицы. Рассказывают о пользе зеленых насаждений в очищении воздуха и о роли птиц в природе. Что мы можем сделать? Дети предлагают посадить цветы в цветочные горшки, сделать птиц (из конструктора и теста для лепки). Дети по желанию распределяются по подгруппам: одни пересаживают цветы в цветочные горшки, другие лепят птиц из теста для лепки, третьи — мастерят птиц из конструктора ЛЕГО. После выполнения этого задания дети выставляют свои работы на стол и предлагают отправить на другую планету посылку с подарками.
Педагог интересуется у детей: «Как вы думаете, нам удалось помочь жителям другой планеты?». Обращает внимание на мольберт, на котором изображены «экологические картинки с «плохой экологией», стрелочка и знак вопроса. Дети заканчивают «экологический плакат», наклеивая вместо знаков вопроса картинки с «чистой экологией».
|