Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
Провела: Лучкина Анна Александровна
Цель: Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с подвигом и трудом детей в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
- Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
- Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.
- Развитие коммуникативной функции речи.
- Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне, просмотр диафильмов, чтение стихов о войне, посещение памятников погибшим героям.
Словарная работа: фронт, тыл, партизанский отряд, сын полка, героизм.
Материал: записи с песнями «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, иллюстрации.
Ход занятия.
Воспитатель. Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа.
Звучит песня «День Победы» в записи.
О каком празднике поется в песне?
Дети. О празднике Победы.
Воспитатель. Что же это за праздник?
Дети. Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.
Воспитатель. Это не только праздник солдат, но и всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом. Скажите, у кого есть дедушки или бабушки, воевавшие на войне? (Ответы детей). Кем они были во время войны?
Дети. Солдатами, медсестрами.
Воспитатель. Мы знаем, что совсем не просто пришел к нам этот день. Его завоевали наши доблестные деды. А кто скажет, когда все мы отмечаем День Победы. (Ответы детей).
Дыхательная гимнастика «Волшебный цветок».
И.П. Дети сидят в группировке (на корточках), голова опущена, колени обхвачены руками. Изображают «волшебное» поле, куда посадили «волшебные зернышки».
Воспитатель поливает зернышки из воображаемой лейки. Дети изображают, как семена пьют воду и прорастают (вдох через рот выдох через нос 4-5 раз). Семена проросли и потянулись к солнышку. Голову и руки поднять вверх (сделать длинный вдох и длинный выдох 3-4 раза). Дети громко произносят «Ах» и раскрывают руки в стороны (цветы расцвели).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель загадывает загадку.
Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты.
А на них – то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.
Что же это такое? (Ответы детей.)
Правильно, салют, а вы видели салют? (Ответы детей.)
Салют победы для всех людей, кто участвовал в этой страшной войне. Кто погиб, и кто вернулся живым. Каждый год мы отмечаем светлый и скорбный праздник – День Победы.
Физкультминутка
Текст рифмовки Построчные движения
Встанем дружно на зарядку Дети встают.
Шагом марш ведь мы хотим, Дети маршируют.
На защиту встать страны.
Вправо, влево наклонились Наклоны вправо и влево.
А потом вперед, назад. Наклоны вперед и назад.
Скоро вырастим, и смело Руки вверх и потянуться.
Защитим мы наших мам.
Будим сильными, как папа Руки согнуть в локтях в напряжении.
Руки быстро в кулачок. Пальцы рук сжать в кулак.
Кто захочет нас обидеть
Мы легко дадим щелчок. Изобразить в воздухе пальцами щелчок
Сила в наших мышцах есть Руки согнуть в локтях в напряжении.
Добрых дел у нас не счесть. Загибать пальцы рук.
Воспитатель.
А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.
Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и деревни. Сбрасывали свои бомбы на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ всю нашу страну. В те грозные дни начала Великой Отечественной Войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война». Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети. Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети. Герой.
Воспитатель. Вот о таком герое я вам сейчас расскажу, о девочке, только-только закончившей школу. А звали ее Зоя Космодемьянская.
В июне 1941 года ученица 10 класса Зоя Космодемьянская сдала выпускные экзамены, а через несколько дней началась война. В те суровые дни, когда немецкие войска упорно рвались к Москве, Зоя обратилась в Октябрьский райком комсомола с просьбой послать ее на фронт. Вскоре она была направлена в партизанский отряд. В конце ноября 1941 года, после выполнения боевого задания, группа партизан должна была возвращаться, но Зое показалось, что они сделали мало. Она решила остаться и проникнуть в деревню Петрищево, где располагались фашисты. Небольшая, окруженная лесом деревня была переполнена немецкими войсками. В первую ночь Зое удалось поджечь несколько занятых немцами помещений. На второй день, когда стемнело, она опять пришла в деревню. Зоя подкралась к конюшне, где находились лошади фашистской кавалерийской части. Она попыталась поджечь конюшню и выпустить лошадей, но часовые схватили ее. Фашисты подвергли партизанку жестоким пыткам. От нее требовали признания, кто и зачем ее послал, с кем она пришла на задание. Мужественная девушка молчала. Она даже не назвала своего настоящего имени. После долгих и мучительных пыток Зою повесили на сельской площади Петрищево.
Далее дети и воспитатель обмениваются впечатлениями о героическом поступке отважной партизанки.
Во все времена мальчишки и девчонки восхищались смелостью и отвагой воинов.
Пальчиковая гимнастика «Военные».
Текст рифмовки Построчные движения
Все военные мы здесь, Прикладывают ладонь к голове,
Отдадим друг другу честь. Словно действительно отдавая честь.
А потом быстрей, быстрей, «Маршируют» пальчиками на столе
Топай, топай веселей. Или на коленях с убыстрением шага.
Воспитатель. Во время войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Кто эти дети, почему они пошли на фронт? Ответы можно получить, придя в единственный в России Курский музей юных защитников Родины, где собраны документы и фотографии, рассказывающие о страшном времени, о подвигах маленьких воинов. Самому маленькому герою, которому посвящена часть музейной экспозиции, было 7 лет.
Семилетний боец спас командира.
Отец Сережи Алешкова погиб на фронте, мать расстреляли фашисты. Мальчишка спрятался в огороде, видел, как убивали родных. Он долго блуждал по лесу, где его полуживого обнаружили красноармейцы. Так Серёжа стал сыном полка. Во время Сталинградской битвы он спас несколько человек, включая командира. Когда на блиндаж во время бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил Сережу.
Многие дети, лишившись родных, искали тепла и участия у солдат. «Сыны полков не просто жили при армии, дети сыграли большую роль в борьбе с фашистами. Под видом беспризорников, музыкантов пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что оборванные дети – разведчики».
Дети на войне помогали взрослым не только на передовой, но и в тылу стоя у станков, изготавливали оружие и снаряды. Работая в медсанчасти, помогали раненым.
Итог занятия.
Воспитатель.
Испытания, выпавшие на долю детей, выдержит не каждый взрослый.
Маленькие герои навсегда останутся в памяти людей.
Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, именами героев названы улицы в городах и селах.
|