Интегрированное занятие по развитию речи, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне «Подвиг нашего народа»
Содержание
- Закрепить знания детей о битве под Москвой, полученные при чтении книг о войне и рассматривании иллюстраций и картин.
- Познакомить детей со стихотворением Е.Благиноиной «Шинель», обсудить содержание стихотворения.
- Способствовать формированию нравственно-этических норм поведения, воспитывать у детей патриотические чувства.
Демонстрационный Материал:
Шинель, медали времен Великой Отечественной войны, фонограмма записи песни Б.Александрова «Священная война», плакат «Родина — мать зовет», документальные кадры, и фотографии военного времени, картины и иллюстрации, рассказывающие о подвиге солдат на фронтах Великой отечественной войны 1941-1945 годов, о трудовом подвиге населения во время войны, тексты стихотворений Е.Благининой «Шинель», С.В. Михалкова «Быль для детей», М. Исаковского «Навек запомни», выставка книг о войне. Материал для аппликации: заготовленное панно с фрагментами аппликации сожженных фашистами домов, церкви; вырезанные из бумаги изображения советских и фашистских танков; бумага черного, оранжевого, красного цвета, красные звездочки, белые полоски для изображения фашисткой свастики, салфетки для аппликации.
Скачать: Интегрированное занятие по развитию речи, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне «Подвиг нашего народа» (полный конспект)
Ход занятия. 1часть
Воспитатель: Ребята, все ли предметы, которые вы видите в группе, знакомы вам? Что вы видите впервые?
Дети: Впервые мы видим медали и одежду.
Воспитатель: А как называется предмет одежды, который вы видите?
Дети: Пальто, тулуп, плащ и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог носить такое пальто?
Дети: Военные.
Воспитатель: Да, верно. Такое пальто, сделанное из скатанной овечьей шерсти, носят солдаты и офицеры и называют его «шинель». Ребята, как вы думаете, эта шинель принадлежит современному офицеру или сохранилась со времен Великой Отечественной войны?
Дети: Наверное, эта шинель сохранилась со времен войны.
Воспитатель: Чтобы узнать об этом подробнее, послушайте, пожалуйста, стихотворение Е.Благининой «Шинель». (воспитатель читает стихотворение)
Воспитатель: Ребята, чей разговор передан в этом стихотворении?
Дети: Разговаривали отец и дочь.
Воспитатель: Ребята, как выглядела шинель отца?
Дети: Она была грязная, рваная, изношенная.
Воспитатель: Почему шинель была грязная?
Дети: Солдат лежал на земле, в окопах, в грязи, на снегу, поэтому она стала грязной.
Воспитатель: Что еще девочка заметила на шинели? Дети: Солдат ранен. Воспитатель: Почему отец берег старую шинель и не выбрасывал ее? Дети: В этой шинели отец прошел войну, был ранен и вместе с другими солдатами одержал победу над врагами, поэтому он дорожил этим предметом военной одежды.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «одолели»?
Дети: Взяли верх над врагом, убили, уничтожили, победили.
Воспитатель: Для чего шинель нужна военным людям?
Дети: Шинель согревает в холодное время года, во время войны солдаты спали на одной поле шинели и укрывались другой полой.
Воспитатель: Действительно, это военное пальто напоминало отцу девочки, герою стихотворения «Шинель» о тяжелых, трудных, опасных военных годах, о боях, походах, лишениях военного времени.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Фашистские захватчики пришли на нашу землю без предупреждения и объявления войны, бомбили и сжигали города и деревни, уничтожали фабрики и заводы, убивали беззащитных женщин, детей, стариков. Принесли горе, голод, разруху и несчастье нашему народу.
Уже в первые дни июня 1941 года появилась необыкновенная великая песня, которую написали поэт Василий Лебедев-Кумач и композитор Александр Александров «Священная война». Дети слушают 1-й куплет песни «Священная война».
Воспитатель: Ребята, к чему призывает эта песня? Дети: Песня призывает людей встать на защиту своей Родины, объединиться в борьбе против общего врага, приложить все силы, чтобы его уничтожить Воспитатель: Подводя итог, воспитатель читает отрывок стихотворения С.В. Михалкова «Быль для детей».
*.. Летней ночью, на рассвете. Когда мирно спали дети, Гитлер дал войскам приказ ……
Нет! — сказали мы фашистам, Не потерпит наш народ Чтобы русский хлеб душистый Назывался словом «Брот»
Воспитатель: Действительно, народы нашей страны дружно встали на защиту своей Родины от фашистских захватчиков. Фашистская армия напала на нашу страну внезапно, неожиданно. Фашистские солдаты были хорошо обученными, опытными и отлично вооруженными воинами. В течение полугода наша армия отступала, и фашисты продвинулись вглубь страны. Фашисты надеялись провести очень быструю войну, захватить и уничтожить столицу нашей Родины город Москву. Но на подступах к Москве советские войска остановили фашистов.
Очень ярким эпизодом битвы за Москву стал бой героев- панфиловцев с фашистскими танками. В 12 км от современных границ города стояли фашистские войска. 28 героев-панфиловцев подорвали и сожгли 30 немецких танков.
Художник В. Памфилов, «Подвиг героев-панфиловцев»
Воспитатель: Девочки и мальчики, рассмотрите внимательно эту картину. Это было на разъезде Дубосеково, недалеко от Москвы. Фашистские танки наступали, солдат поднимал в атаку израненный в боях офицер Клочков. Всем запомнились его слова: «Велика Россия, да отступать некуда – позади Москва!». И после этого сражения под Москвой наша армия погнала фашистских захватчиков от своих городов, деревень. Ребята, какой момент боя изображен на картине? Дети: Фашистские танки подошли близко к позициям советских солдат. Воспитатель: Как вооружены наши солдаты? Дети: У них есть гранаты. Воспитатель: Как одеты советские солдаты? Почему некоторые из них разделись? Дети: Раздетому легче бросать гранаты. Воспитатель: Все ли солдаты целы, невредимы? Дети: Нет, среди них есть раненные. Воспитатель: Почему некоторые воины выбрались из окопа? Дети: Эти бойцы пытаются противотанковыми гранатами подорвать фашистские танки. Воспитатель: В окопе находится одетый в полушубок офицер. Он ранен, ему перевязывают раны, но он продолжает руководить боем. Как ведут себя воины во время боя? Дети: Они действуют решительно, отважно, мужественно. Это храбрые солдаты, смелые и отважные. Воспитатель: Почему советские солдаты стояли насмерть и не пустили врага дальше?
Дети: Они хотели спасти своих товарищей, отстоять столицу своей Родины, избавить советский народ от фашистских захватчиков, прогнать их с родной земли.
Воспитатель: Всем солдатам, участвовавшим в этом сражении, было присвоено самое высокое звание того времени – «Герой Советского союза».
Воспитатель: Ребята, хотите ли вы попробовать с помощью аппликации изобразить танковое сражение между советскими воинами и фашистами?
Дети: Да.
1 часть Аппликация «Танковое сражение».
В заключении занятия воспитатель напоминает детям от том, что разгром фашистов под Москвой стал началом полного разгрома фашистской Германии. А в 1961 году юные следопыты на раскопках нашли останки неизвестного советского солдата и с боевыми почестями перевезли их и захоронили около Кремлевской стены в Александровском саду. Здесь теперь находиться Могила Неизвестного Солдата. На надгробии рядом с Вечным огнем написаны слова С.В. Михалкова «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Вечный огонь, пламя которого вырывается из пятиконечной звезды, символизирует вечную память, которую хранит наш народ о героях Великой Отечественной войны. Цветы, которые приносят люди на могилу, являются знаком благодарности воинам, отдавшим свою жизнь за свободу своей Родины и своего народа. Воспитатель читает стихотворение «Навек запомни!» (М. Исаковского):
Куда б ни шел, ни ехал ты. Но здесь остановись. Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтер, Ученый иль пастух, - Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг,
И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберег.
|