Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте

Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте

Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и эмоции, является интересной и доступной формой познания и творческого отображения впечатлений об окружающей действительности. Значимость игры отмечается не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены (воображение, мышление), но, и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участие, или принимать косвенно, например память.

В игре происходит активная социализация ребенка с задержкой речевого развития, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Будучи деятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, игра является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего «я».

 

Широкое использование игрового метода, в частности, различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, по сравнению с другими методами (например, словесными), имеет ряд преимуществ. Игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы, в том числе и речь, протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог выявляет индивидуальные особенности, намечает эффективные пути воздействия на личность ребенка.

Одним из важных условий развития игровой деятельности является правильный подбор игровых средств, пособий, игрушек. Игрушки должны соответствовать художественно-эстетическим требованиям, быть привлекательными для детей, безопасными в употреблении, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребенка.

Подбор дидактических средств должен обеспечивать все виды игровой деятельности ребенка дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с современными требованиями подбор игрового материала должен происходить с учетом специфики задержки речевого развития и физиологических особенностей детей дошкольного возраста.

Отбор дидактического материала осуществляется на основе гигиенических и эстетических требований, игрушки должны быть разрисованы экологически чистыми яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей дошкольного возраста, вызывают желание играть с ними.

Независимо от вида дидактическая игра имеет специфическую структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется непосредственно ребенком. Она определяет игровые действия, становится задачей ребенка.

Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание.

При организации и проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, объединение различных видов деятельности не нарушает духовного равновесия ребенка, а становится логически последовательным, непосредственно развертывающимся фрагментом самой жизни ребенка дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Игровой сюжет, объединяющий несколько видов деятельности, вызывает интерес у детей, пробуждает их воображение, доставляет ребенку радость, облегчающую решение конкретных задач, стоящих перед педагогом.

Надо учитывать, что во время игровой деятельности ребенок дошкольного возраста с задержкой речевого развития может включиться в игру или оставить ее по своему желанию, вовсе не обязательно играть всем строго от начала до конца. Следует считаться с индивидуальными различиями и наследственными особенностями детей с задержкой речевого развития, опираться на их знания, учитывать возможности, потребности, увлечения, физические силы, уровень психического развития.

Важным моментом в игровой деятельности детей с задержкой речевого развития выступает обоюдный эмоциональный, полный впечатлений, постоянный процесс общения между педагогом и каждым ребенком. Живые персонажи, игры, фольклор разных народов с одной стороны, стимулируют фантазию, формируют идеалы истины, добра и красоты, с другой – помогают развивать детскую речь, воображение, память, мышление, а также основные движения ребенка.

Процесс обучения игре детей с задержкой речевого развития должен строиться с учетом закономерностей психоэмоционального развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка.

Вместе с тем, процесс обучения детей с задержкой речевого развития в целом и игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и эффективным средством коррекции задержки речевого развития у детей дошкольного возраста.

Просмотров: 828
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Екатерина Кочнева. Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Синёва Ольга Владимировна. Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Новикова Светлана Александровна. Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Шамова Александра. Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Татьяна Гунина. Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у Лесовика»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь