Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе, она направлена на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений. В играх формируются все стороны личности ребенка, они развивает как психические процессы, так одновременно дает огромный потенциал для развития творческих способностей детей.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Среди этого разнообразия большое внимание уделяется дидактической игре.

 

Дидактическая игра – это одна из форм обучения детей и представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Кроме того дидактическая игра — это игра познавательная, которая направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, даёт большие возможности для развития и совершенствования речи дошкольников.

В своей работе дидактические игры использую для решения всех задач речевого развития, так как считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: активизирует и пополняет словарь, формирует правильное звукопроизношение; развивает связную речь, а также умение правильно выражать свои мысли. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словообразований.

Такие игры повожу как на групповых занятиях, так и в процессе индивидуальной работы.

В своей работе ежедневно планирую дидактические игры разного вида, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Во время занятия игры подбирались соответственно темы. Так на занятии по экологическому воспитанию на тему «Домашние животные» после беседы о животных, для закрепления полученного материала была проведена игра «Отгадай, что это за животные?». В этой игре детям называют действия, которые свойственны данному животному. Дошкольники должны отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает – кто это?
Мяукает, лакает, царапается – кто это?
Хрюкает, роет — кто это?
Мычит, жует, ходит – кто это?
Ржет, бегает, скачет – кто это?

Ответы детей в этой игре были правильными: собака, кошка, свинья, корова, лошадь. Свои ответы дети подтверждали объяснением, например: лошадь – она ржет, скачет и бегает, потому что у нее длинные ноги; кошка – одна из домашних животных, кто мяукает и т.п.

Провожу разнообразные дидактические игры и во время прогулки. Игры с мячом «Скажи наоборот», где называется слово и бросается мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Бросить – (поймать);
Купить – (продать);
Дать – (взять);
налить – (выпить);

спрятать – (найти);
поднять – (опустить).

В игре дети встречались с трудными моментами, но в ходе игры и объяснений дети давали правильные варианты ответов.

В игре «Скажи наоборот» детям предлагалось ряд слов, где они должны к каждому слову придумать противоположное по смыслу слово. Например, твердый – мягкий.

День – (ночь);
Утро – (вечер);
Друг – (враг);
опускать – (поднимать);

закрывать – (открывать);
включать – (выключать);
Жара – (холод);
Большой – (маленький);

говорить – (молчать);
белый – (черный);
Взял – (положил);
Одеваться – (раздеваться);

Новый – (старый);
Сухой – (мокрый);
высокий – (низкий);
здоровый — (больной);

широкий – (узкий);
грязь – (чистота).

При индивидуальной работе старалась подбирать игры на различную тематику, но в основном из той области, где ребенок испытывает наибольшие трудности.

В игре «Закончи предложение» ребенок предлагается начало предложения, а он должен его закончить по смыслу.

Слон большой, а комар … (маленький).
Камень тяжелый, а пушинка… (легкая).
Зимой погода холодная, а летом … (жаркая).
Дерево высокое, а куст… (низкий).

Суп горячий, компот… (холодный).
Днем светло, а ночью… (темно).
Заяц скачет быстро, а черепаха идет… (медленно).

В этой игре ребенку также было трудно соотнести противоположные по значению слова. Например, ребенок допускал ошибки: «дерево высокое, а куст маленький», где вместо «маленький» ребенок должен произнести «низкий» и т.д. С помощью воспитателя эти ошибки исправлялись.

В игре «Помоги Незнайке» предлагается ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова – признаки к существительному.

Зима — … (снежная, холодная, длинная).
Снег — … (белый, тающий, холодный, пушистый).
Ветер — … (теплый, сильный, резкий).
Солнце — … (яркое, теплое, желтое),
Дни — … (праздничные, длинные, веселые).

В процессе игры «Распутай слова» дети учатся составлять предложения.

Слова в предложении перепутались, детям необходимо расставить их на свои места. Что же получится? Например, даются следующие предложения:

1. Дым, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Данная игра позволяет не только строить логическую цепочку в процессе составления предложения, но и способствует правильному произношению звуков.

Таким образом, организация дидактической игры позволяет вести коррекционную работу, направленную на развитие речи у детей дошкольного возраста, даёт возможность совершенствовать её, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающей действительности.

Просмотров: 788
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Гуреева Ирина Юрьевна. Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'Кто где живет?'
  • Воробьева Ксения Михайловна. Дидактическая игра «Кто это?»
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Кривошеина Ольга Викторовна. Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто в домике живет?»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Светличнова Галина Анатольевна. Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'Кто больше заметит небылиц'
  • Каримова Татьяна Ивановна. Стендовый доклад на тему: «Дидактическая игра как средство закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о еврейской национальной культуре»
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Скажи наоборот»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Глазырина Ольга Леонидовна. Презентация дидактической игры 'Кто где живет?'
  • Светлана Сафронова. Дидактическая игра «Угадай, кто где живет»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Инкеева Валентина Романовна. «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь